Лекарство для ОМС

Экономика и финансы
Проект закона об ОМС — очередная попытка создания системы эффективного здравоохранения. Полноценная модернизация системы здравоохранения потребует значительных капиталовложений в развитие инфраструктуры и длительного совершенствования законодательной базы
Лекарство для ОМС

Систему обязательного медицинского страхования (ОМС) ждут серьезные изменения. Вместо тендеров по выбору страховой медицинской организации решение о выборе будет приниматься самим застрахованным, ужесточится ответственность страхователей за неуплату страховых взносов, в тариф на медицинские услуги будут включены эксплуатационные и часть капитальных расходов медицинских учреждений. Эти и другие  новации ожидаются после вступления в силу закона об ОМС, проект которого стал доступен общественности 25 мая.

Насколько новая система ОМС будет эффективнее действующей?

В поисках идеала

Российская система ОМС — нечто среднее между бюджетно-распределительной системой, созданной еще в 1920-х годах Николаем Семашко, и страховой моделью, задуманной в начале 1990-х годов, но полностью так и не реализованной. Финансирование государственной системы здравоохранения идет сразу по двум каналам — через систему ОМС и напрямую, из федерального бюджета и бюджетов субъектов федерации. В тариф по ОМС входят лишь прямые расходы медицинских учреждений, а эксплуатационные и капитальные оплачиваются напрямую по смете.

Переходность нынешней системы медицинского страхования — основная причина ее недостатков, к числу которых относятся прежде всего территориальная раздробленность и разбалансировка систем мотивации субъектов ОМС. Фокус интересов страховых медицинских организаций в настоящее время смещен от защиты прав застрахованных к победам в тендерах, мотивация медицинских учреждений направлена не на предоставление качественной помощи, а на получение бюджетных средств и дотаций. Наличие нескольких источников финансирования снижает уровень ответственности всех участников системы — как тех, кто наполняет систему деньгами, так и медицинских организаций. Фонд обязательного медицинского страхования фактически взял на себя функции одновременно и страхователя, и страховщика. В результате во всей этой чехарде потерялся пациент, его права и потребности, а медицинская помощь фактически перестала быть бесплатной, качественной и доступной.

Радикальная реформа финансирования медицины с полным переводом ее на страховые принципы позволит упорядочить систему, сделать ее прозрачной, подчинить экономическим стимулам. Вопрос в том, как провести эту реформу.

Фиксация набора услуг, покрываемых программой ОМС, может войти в противоречие с Конституцией, гарантирующей всеобщую бесплатную медицинскую помощь. Отказ от поддержки неэффективных медицинских учреждений больно ударит по гражданам. Да и сами страховые медицинские организации не совсем еще готовы к принципиальному повышению своей роли в системе ОМС, а это — получение функций оперативного планирования медицинской помощи, защита застрахованных, в том числе в судебном порядке, организация межтерриториальных взаиморасчетов. Для этого необходимы значительные капитальные вложения в создание соответствующей инфраструктуры, открытие офисов и представительств, пополнение штатов, внедрение информационных систем. Правда, точно так же изначально страховщик