Купить ботинки, пока нет денег на машину

Русский бизнес
«Эксперт» №23 (708) 14 июня 2010
Фешн-ритейлеры в России объявляют о возобновлении роста, прерванного в кризис. Компании рассчитывают на то, что вслед за продовольственными рынками оживится и спрос на обувь и одежду
Купить ботинки, пока нет денег на машину

Тревожность россиян снижается, они вновь хотят радовать себя покупками. И мы это чувствуем», — заявляют одежные и обувные сети, ведущие бизнес в России. В начале летнего сезона почти все известные марки, работающие на рынке доступной моды (Glance, Finn Flare, Savage, Sela, «Ральф Рингер», «Эконика», «Терволина»), а также зарубежные бренды (Mango, Uniqlo, H&M, Henderson) объявили о переходе к экстенсивному росту. До конца года они намерены открыть десятки новых магазинов — как собственных, так и франчайзинговых. Кроме того, компании выводят на рынок новые марки и делают ребрендинг существующих. В 2010 году одежные и обувные сети планируют вложить в свое развитие от 3 до 5 млн долларов каждая. Такой инвестиционной активности на фешн-рынке не было с конца 1990-х.

Кризис пережили не все

Падение спроса в 2008–2009 годах было очень болезненным для ритейлеров, многие оказались к нему не готовы. Привыкнув к ударным темпам потребления одежды и обуви, компании вели бизнес, не считая издержек. Да и над лояльностью работали недостаточно, предпочитая вкладываться в продвижение, в рекламу, в линейный рост розничной сети. Некоторые, чтобы получить кредиты для развития (а развитие было очень бурным — не менее 20–30% в год), преувеличивали свою динамику. В итоге большинство ритейлеров подошли к кризису с огромными остатками товара и финансовыми долгами, что неминуемо привело к банкротству многих игроков, особенно небольших компаний. Дефолта не избежали и некоторые крупные федеральные сети, например Banana Mama. В среднем за полтора года число игроков на рынке массовой моды в России сократилось на 30%.

Оставшиеся компании были вынуждены изменить модель бизнеса. «Кризис привел к падению выручки даже у самых успешных компаний, — говорит Андрей Бережной, генеральный директор обувной компании “Ральф Рингер”, — поэтому всем нужно было сократить товарные запасы, уменьшить убытки». Параллельно с оптимизацией бизнеса игроки начали стимулировать падающий спрос, расширяя дисконтные программы. «Наша компания удержалась на рынке благодаря тому, что мы открыли новый розничный формат — дисконтные центры, которые стали пользоваться большой популярностью», — рассказывает Ксения Рясова, генеральный директор сети Finn Flare.

Благодаря этим мерам фешн-компаниям в прошлом году удалось приостановить падение продаж. А сети, работающие в самом нижнем сегменте, в кризис смогли даже немного прирасти, поскольку спрос на более дешевые товары увеличился. Например, Sela сделала это за счет освоения новых ниш — территориальных и тематических: стала открывать новые магазины в малых городах и вывела на рынок новый формат магазина детской одежды.

Однако в целом говорить об активном росте одежной и обувной розницы до весны этого года не приходилось — все инвестиционные планы компаний были свернуты. Компании рассчитывали на оживление бизнеса лишь с восстановлением платежеспособности населения, то есть не ранее 2011 года. Что же стало причиной нынешнего оптимизма?

Время для рывка

Первыми после к