Миллиарды на «белых слонов»

Тема недели
«Эксперт» №23 (708) 14 июня 2010

Африка была определена как место проведения чемпионата мира по футболу 2010 года еще десять лет назад, когда FIFA осуществляла политику ротации чемпионатов между региональными конфедерациями. Заявки тогда подали пять стран — ЮАР, Египет, Марокко и совместно Ливия с Тунисом. Право на проведение чемпионата получила Южная Африка — как наиболее богатая и развитая.

Сразу же после этого консалтинговая компания Grant Thornton опубликовала прогноз, согласно которому в ЮАР на стадионы и инфраструктуру будет потрачено 300 млн долларов, зато проведение чемпионата увеличит ВВП страны на 2,9 млрд долларов (1% ВВП). Сегодня известно, что 300 млн долларов не хватило даже на реконструкцию стадиона Соккер-сити в Йоханнесбурге, где пройдут открытие и финал чемпионата. В итоге же на строительство и реконструкцию одних лишь стадионов было потрачено более 1 млрд долларов. С учетом инвестиций в общественный транспорт, аэропорты и расходов на само проведение ЧМ‑2010 общий счет вырос более чем в двенадцать раз, приблизившись к 4 млрд долларов.

Кроме того, 3,2 млрд долларов было потрачено на строительство Gautrain — пригородной системы железнодорожного сообщения, которая соединяет Йоханнесбург (деловой центр ЮАР) и Преторию (столицу страны) друг с другом и с их предместьями. Линия, строительство которой было одобрено еще до того, как ЮАР получила право на проведение чемпионата, будет достроена лишь в 2011 году, но первые ветки (например, в международный аэропорт Йоханнесбурга) будут использоваться уже во время футбольного первенства.

При этом возможный экономический выигрыш для ЮАР от ЧМ-2010 может оказаться более скромным, чем предсказывали прогнозы. В посткризисных условиях число туристов, по-видимому, окажется значительно меньше запланированного — в ЮАР ожидают не 750, а всего 200 тыс. иностранных болельщиков. Сказывается и географическое положение страны: добираться в ЮАР далеко и дорого отовсюду — и из Европы, и из Азии, и из обеих Америк. Да и те, кто доберется до Южной Африки, скорее всего, потратят гораздо меньше, чем прогнозировалось до кризиса.

Жители же соседних африканских стран не могут компенсировать отсутствия европейских или азиатских болельщиков, несмотря на интерес к футболу. Сказываются и низкие доходы, и малое распространение интернета и банковских карт, которые требуются для покупки билетов. В африканских странах (за исключением самой ЮАР) было куплено лишь 11,3 тыс. билетов.

Основные же выгоды достанутся FIFA и ее ключевым спонсорам, которые получили невиданные права в ущерб мелкому и среднему бизнесу ЮАР. Так, уличным торговцам предписано не приближаться к стадионам ближе чем на 800 метров.

Хотя при подготовке к ЧМ-2010 в ЮАР было создано 150 тыс. рабочих мест, они оказались временными. Сегодня новые и реконструированные стадионы выглядят впечатляюще, но после чемпионата многие из них, скорее всего, превратятся в «белых слонов» (как обычно называют неиспользуемые спортивные объекты). Ведь стоимость их содержания и вместимость значительно превышают