Никак довольно допечатывать не успеваем

На улице Правды
Москва, 13.09.2010
«Эксперт» №36 (720)

Произнесенные в ходе просветительского госсовета сетования президента РФ на крайнее перепроизводство университантов в сочетании с крайним же дефицитом квалифицированных работников без высшего образования и его предложения как-то выправить диспропорции тут же вызвали автоматическую реакцию по ключевому слову. То есть «сокращение числа ныне действующих университетов» = «въехал в Глупов на белом коне, сжег гимназию и упразднил науки».

Отчасти тут сказалось кадетски-революционное ожесточение общества, готового в каждом слове властей видеть лыко и немедленно ставить его в строку. Отчасти сработал подтвержденный четвертьвековым опытом условный рефлекс, согласно которому всякое реформирование школы любого уровня не может быть ничем, кроме как редкостной дурью, — попробуем вспомнить случай, когда при обсуждении проблем народного просвещения министра А. А. Фурсенко называли бы хоть сколько-нибудь годными словами. Наконец, выбор удалого бонвивана М. Д. Прохорова в качестве основного докладчика по проблеме диспропорций трудно назвать удачным. В Куршевеле и иных местах капиталист настолько не щадил классовые предрассудки, что представители антагонистических классов изошли бы скрежетом и проклятьями, даже зачитай М. Д. Прохоров таблицу умножения. Тут же речь шла о серьезном деле исправления имен, каковое исправление затрагивает интересы и чувства и никогда не сможет всем понравиться. Впрочем, умение наших властей упаковывать и продвигать необходимые, но непопулярные меры общеизвестно.

Тем не менее кем бы ни был М. Д. Прохоров — хоть бонвиваном, хоть мальвиваном, — приводимые им цифры не могут не впечатлять: «Современная система подготовки готовит 70% специалистов с высшим образованием, 20 — со средним и 10 — с начальным. Требования рынка сейчас таковы: 80% — это начальное и среднее и 20% — высшее». При всем желании и при всей любви к просвещению трудно назвать такую зеркальную симметрию нормальной.

Те доводы, что всеобщее высшее образование — веление времени, в Корее-де и Японии прямо к этому и идут, представляют собой логическую невнятность. Слово «высшее» есть прилагательное в превосходной степени и предполагает соотнесенность. Высшее относительно чего-то (начального, среднего etc.). Если высшее делается всеобщим, eo ipso оно перестает быть высшим, ибо не с чем соотноситься. Если в армии все начиная с новобранца генералы, прежнее понятие о генеральском чине теряет всякий смысл.

Из такой ситуации (которую в случае с образованием многие рассматривают как предел мечтаний) есть два выхода. Можно объявить, что любая иерархия (в том числе и культурная, и научная) отныне есть нелепость, сданная в архив. Все будут с университетскими дипломами, включая тех, кому для повседневного пропитания они ни за чем не нужны. Будет идеал всесторонне развитого человека: «Землю попашет (что можно и без диплома. — М. С.), попишет стихи». А уж «Постоит за прилавком, попишет труды» — это и вовсе само собой. В южногерманском Констанце автор этих строк так пообщался с обладателем руси

У партнеров

    «Эксперт»
    №36 (720) 13 сентября 2010
    Модернизация
    Содержание:
    Модернизаторам всех стран

    Откровенный интенсивный диалог с ведущими мировыми интеллектуалами и политиками сыграет важнейшую роль в экономической и политической модернизации России

    Экономика и финансы
    Политика
    Реклама