О кадровом обеспечении модернизации страны

Тема недели
Москва, 13.09.2010
«Эксперт» №36 (720)
Работа с людьми как с человеческим потенциалом страны должна носить системный характер, охватывать все слои населения и проходить все традиционные этапы процесса кадрового обеспечения любой программы развития — формирование, поддержка, воспроизводство и развитие человеческого потенциала

Поводом для написания этой статьи стали бурные дискуссии в российском обществе, посвященные вопросам состояния и динамики человеческого потенциала страны, актуализировавшиеся в связи с планами реализации программы модернизации и формирования инновационной экономики России. В статье описываются аналогичные ситуации, возникавшие в России в далеком прошлом, дается краткая оценка текущего состояния человеческого потенциала и приводятся некоторые рекомендации по кадровому обеспечению программы с акцентом на образовательную составляющую.

Из истории вопроса

Под модернизацией в широком смысле слова понимают процесс целенаправленного системного преобразования экономических, политических, культурных, социальных и научно-технических механизмов развития общества. Осознание необходимости модернизации возникает тогда, когда разрыв в уровне развития страны по сравнению с передовыми странами становится очевидным, актуальным и даже угрожающим. России середины XIX века надо было проиграть в Крымской войне, чтобы приступить к разработке и осуществлению многочисленных преобразований и реформ в эпоху Александра II, а современной России надо было проиграть XXI зимние Олимпийские игры в Ванкувере, чтобы приступить к существенным преобразованиям в спортивной сфере.

По данным историков, в России за все времена предпринималось более 200 попыток целенаправленных кампаний, которые можно отнести к программам модернизации. Наиболее подготовленными, но не всегда успешно реализованными были реформы 1860–1880-х годов. В те же годы был проведен анализ причин неудач в проведении реформ и предложены мероприятия по устранению этих причин. В качестве одной из основных причин называлось недостаточное количество и недостаточная компетентность управленческих, инженерных и рабочих кадров, вовлеченных в реализацию реформ. И тогда же в российской литературе стали появляться материалы, содержащие обоснование, отдельные рекомендации и даже комплексные программы кадрового обеспечения проводимых и предстоящих реформ в стране. Приведем наиболее интересные (и актуально звучащие и сегодня) выдержки из материалов и публикаций в России XIX века — века многочисленных реформ.

Так, русский революционный демократ Н. А. Серно-Соловьевич в работе «О мерах к умножению народного богатства и улучшению материальных условий народного труда в России» (1858) после изложения «невыгодных условий» (умственных, экономических, естественных, политических), в которые поставлено производство в России, предложил ряд мер по их устранению. В числе мер предлагались образовательные: «Обучение народа должно принять преимущественно практически-техническое направление. Мы донельзя бедны рабочими — специалистами, машинистами, техниками. Редкий завод, редкая машина пускаются в России в ход без иностранной помощи. А между тем народ от природы чрезвычайно способен ко всем этим занятиям. Но для них недостаточно одной способности. Нужны положительные сведения. Потому учреждение различных реальных технологических школ — один из суще

У партнеров

    «Эксперт»
    №36 (720) 13 сентября 2010
    Модернизация
    Содержание:
    Модернизаторам всех стран

    Откровенный интенсивный диалог с ведущими мировыми интеллектуалами и политиками сыграет важнейшую роль в экономической и политической модернизации России

    Экономика и финансы
    Политика
    Реклама