Цены, ценности и рояль в кустах

Культура
Москва, 27.09.2010
«Эксперт» №38 (722)
В Париже прошла 25-я Биеннале антикваров, одна из самых авторитетных в мире ярмарок старого искусства. Большой разброс цен и высокое качество произведений привлекают на ярмарку коллекционеров со всего мира. Русских покупателей, как свидетельствуют сами продавцы, на ней почти нет

Биеннале антикваров каждые два года (начиная с 1956-го) устраивает французский Национальный синдикат антикваров SNA, одно из самых серьезных профессиональных объединений продавцов старинных предметов. Традиционное место проведения — парижский Grand Palais, под стеклянным сводом которого дилеры регулярно собирались с 1964 года, пока в 1993-м от потрепанного временем потолка дворца не оторвался фрагмент и не упал прямо на витрины готовящейся там очередной выставки. Дворец закрыли на реставрацию, а биеннале до 2006 года пришлось ютиться в подвале Лувра. Сегодня все вернулось на круги своя: залитый светом дворец, фонтаны с отражающимися в них охапками роз и 87 стендов, предлагающих покупателям разнообразие предметов искусства от античных статуй до африканских барабанов.

Карта биеннале — как шахматная доска: у каждой фигуры арт-рынка свое место. Центральная зона занята самыми влиятельными и уважаемыми дилерами. Здесь главные специалисты по старым мастерам, галереи De Jonckheere и Bernheimer-Colnaghi, старейшие парижские продавцы мебели и декоративно-прикладного искусства Kraemer, лучшие знатоки археологии Phoenix, наконец, впервые приехавший на биеннале ведущий нью-йоркский дилер современного искусства Marlborough. Дальше по значимости располагаются французские, итальянские, бельгийские галереи, отдельную зону занимают стенды ювелиров (в том числе Cartier, Van Cleef & Arpels, Piaget).

Первое, что бросается в глаза: антиквары следуют главной тенденции последних лет — эклектике. Еще несколько лет назад смешивать древности и современное искусство, дизайнерскую мебель и барочную бронзу мог позволить себе только такой смелый и гениальный декоратор, как Аксель Верворд (его стенд также в центральной зоне). Сегодня же каждая вторая галерея пытается впихнуть между старыми мастерами или импрессионистами Вазарелли, Армана или кинетические выдумки Пола Бюри. Качество стендов получается разное, но красные точки, обозначающие резервирование произведений, одинаково бойко возникают как на модных, так и на традиционных стендах.

Цены и кошельки

В первом полугодии 2010 года эксперты отмечали значительный рост рынка искусства. Это хорошо заметно в первую очередь по аукционному сегменту: мировой оборот аукционного рынка произведений искусства в первой половине 2010 года составил 2,9 млрд евро, что ниже аналогичных показателей пикового для рынка 2007 года (3,7 млрд евро), но значительно выше цифр 2009 года (1,7 млрд евро). Специалисты объясняют быстрый рост тем, что интерес к инвестициям в искусство со стороны покупателей сегодня как никогда высок. Об этом говорят аналитики Capgemini и Merrill Lynch, отмечая, что в активы, относящиеся к passion investments, куда входит и антиквариат, среднестатистический миллионер вкладывает около трети своих средств. Миллионеры не доверяют финансовым рынкам и хотят инвестировать в материальные ценности.

Это утверждение относится не только к сверхбогатым людям, но и к среднему классу. Эксперты отмечают, что доверие к арт-рынку со с

У партнеров

    «Эксперт»
    №38 (722) 27 сентября 2010
    Россия и НАТО
    Содержание:
    Прорыв или не прорыв?

    России сегодня нужны ровные рабочие отношения с НАТО — и не более. Форсированное сближение несет угрозу нашей безопасности, а также риск новых конфликтов с Западом в будущем

    Повестка дня
    Реклама