Экономика экономии

Спецвыпуск
Москва, 27.09.2010
«Эксперт» №38 (722)
Финансовый кризис и последующие сокращения ИТ-бюджетов повысили спрос на услуги по оптимизации ИТ-инфраструктуры компаний. Участники рынка предлагают все новые способы сэкономить на поддержании существующих информационных систем, а также на внедрении новых, необходимых для развития бизнеса решений

Кризис, как известно, особенно больно ударил по российскому рынку ИТ-услуг. По данным международной исследовательской компании IDC, в прошлом году объем данного сегмента рухнул более чем на 30% (до 3,6 млрд долларов), а объем выручки крупнейших ИТ-компаний снизился примерно на 20% (см. график). Сейчас рынок постепенно оживает, однако многие крупные ИТ-проекты все еще заморожены, а новые ИТ-бюджеты далеки от докризисного уровня. У потребителей ИТ-услуг средства тоже ограничены, поэтому растет спрос на решения, позволяющие максимально эффективно оптимизировать существующую инфраструктуру, а также сэкономить средства на ее дальнейшем развитии.

Эффективный консалтинг

Как театр начинается с вешалки, так и внедрение любого ИТ-решения должно начинаться с четкого понимания, зачем оно нужно и какую отдачу принесет в ближайшем будущем. Как ни странно, до кризиса этой простой истиной потребители нередко пренебрегали. Сейчас же каждый заказчик стремится понять, что именно он получит в результате внедрения того или иного решения и как скоро окупятся затраты. Поэтому сегодня спрос на услуги консалтинга в области ИТ высок как никогда.

«Главный критерий оценки бизнеса — прибыль в денежном выражении. Соответственно, для ИТ ключевой вопрос — сколько это стоит и почему? — рассуждает Юрий Бенецкий, ведущий консультант компании IBS. — До поры до времени, пока затраты и риски, связанные с ИТ, для бизнеса были не очень существенными, никто на ответе на этот вопрос не настаивал, хотя с повестки дня его не снимали. Финансовый кризис и последующее сокращение ИТ-бюджетов показали, что и зависимость от ИТ существеннее, чем казалось, и риски, связанные с ними, для бизнеса весьма критичны. Сейчас бизнес очень скептически относится к тем ИТ-решениям, эффективность которых невозможно измерить. Именно поэтому очень важно дать потребителю набор моделей и методик, которые могут обеспечить измерение эффективности как уже имеющихся, так и приобретаемых решений».

Одним из ключевых понятий, которое сейчас используют ИТ-консультанты в оценке перспектив внедрения того или иного решения, является система KPI (Key Performance Indicators — ключевые показатели эффективности). Именно применение этой системы в отношении ИТ-инфраструктуры позволяет оценить, какие бизнес-процессы жизненно важны для предприятия и насколько принципиально для них применение новейших ИТ-технологий.

«Спрос на разработку системы KPI для ИТ-решений сейчас весьма высок, — продолжает Юрий Бенецкий. — Именно эта система позволяет перейти от терминов “серверы”, “сети” к терминам “возврат инвестиций”, “качество сопровождения”, “стоимость эксплуатации”. Ведь планы бизнеса меняются, бизнес приобретает активы и избавляется от них, проводит реорганизацию. Система KPI позволит определить обоснованность затрат на ИТ и понять, насколько ИТ-решения в компании должны соответствовать планам ее развития».

Отдать на аутсорсинг

Участники ИТ-рынка отмечают и рост спроса на услуги аутсорсинга ИТ-услуг. До кризиса большинство предприятий

У партнеров

    «Эксперт»
    №38 (722) 27 сентября 2010
    Россия и НАТО
    Содержание:
    Прорыв или не прорыв?

    России сегодня нужны ровные рабочие отношения с НАТО — и не более. Форсированное сближение несет угрозу нашей безопасности, а также риск новых конфликтов с Западом в будущем

    Повестка дня
    Реклама