Национальные особенности торговых центров

Спецвыпуск
Москва, 27.09.2010
«Эксперт» №38 (722)
Торговые центры Москвы в целом оправились от кризиса. Но новых строительных проектов девелоперы пока не начинают

Рынок торговой недвижимости Москвы одним из первых почувствовал удар кризиса: потенциальные покупатели были вынуждены отказаться от своих планов. Однако сейчас спрос, а вслед за ним и арендные ставки практически восстановились.

Кризис привел к пересмотру концепций новых торговых центров. Все чаще девелоперы говорят об аутлет-центрах, где продукцию известных марок можно будет купить со значительными скидками.

Кризисная пауза дает возможность подвести некоторые итоги развития этого сегмента. В частности, интересен вопрос: насколько московские торговые центры последнего десятилетия самобытны, чем они отличаются от торговых центров Европы и Америки?

По докризисным ставкам

«Трудные времена позади» — в этом уверено большинство экспертов рынка торговой недвижимости Москвы. «Последние полгода отмечается оживление как потребителей, так и профессиональных игроков рынка. На фоне увеличения доходов населения и роста оборота розничной торговли в столице открываются масштабные объекты и анонсируются проекты новых для России форматов. Ведется активная работа по реконцепции небольших торговых комплексов, которые уступают конкурентам в новых экономических условиях», — говорит директор департамента торговой недвижимости Colliers International Галина Малиборская.

Рынок торговых площадей обычно описывают тремя ключевыми параметрами: динамикой арендных ставок, объемом вакантных площадей и количеством новых проектов. Если рассматривать первые два, то можно говорить как минимум о стабилизации рынка торговой недвижимости Москвы.

«Основная тенденция последнего времени — рост среднего уровня арендных ставок и сокращение доли свободных помещений», — говорит заместитель генерального директора компании TriGranit Development Russia Марианна Романовская. По ее данным, во втором квартале 2010 года средняя арендная ставка в торговых центрах достигла 1–1,1 тыс. долларов за квадратный метр в год, что примерно равно показателям 2008 года.

А о вакантных площадях в торговых центрах у участников рынка нет единого мнения. «Во втором квартале доля свободных помещений составила менее двух процентов, что лишь на несколько долей процента больше, чем в докризисном 2007 году. Здесь, однако, свой вклад внесло сокращение числа вновь вводимых помещений из-за практически полной приостановки большинства крупных проектов на стадии строительства», — говорит Марианна Романовская.

С ней не согласен директор по Европе, России и СНГ, начальник отдела торговых площадей компании Jones Lang LaSalle Максим Карбасникофф: «Вакантных площадей в Москве сейчас примерно восемь-девять процентов. И до конца года их станет еще больше — в первую очередь за счет крупных объектов, которые будут введены в эксплуатацию в 2010 году».

Примерно так же оценивает этот показатель и Галина Мариборская. По ее данным, доля вакантных помещений в столичных торговых комплексах продолжает оставаться на уровне 7–10%, что связано с выводом на рынок новых объектов. Впрочем, далеко не во всех торговых центрах свободных помещений в кризи

У партнеров

    «Эксперт»
    №38 (722) 27 сентября 2010
    Россия и НАТО
    Содержание:
    Прорыв или не прорыв?

    России сегодня нужны ровные рабочие отношения с НАТО — и не более. Форсированное сближение несет угрозу нашей безопасности, а также риск новых конфликтов с Западом в будущем

    Повестка дня
    Реклама