Стратегия «малой России»

Эксперт 400
Москва, 04.10.2010
«Эксперт» №39 (723)
В 112 триллионов рублей оценивает государство модернизацию российской экономики до 2020 года. Этого хватит лишь на консервацию нынешнего уровня отставания. А хотя бы робкая надежда на прорыв обойдется в полтора раза дороже

Единого развернутого и консенсусного документа, из которого было бы видно, какую экономику мы получим в России через десять лет, не существует. Стратегия-2020 создавалась до кризиса и хотя бы поэтому претендовать на звание нового ГОЭЛРО не может. К тому же в силу своего стратегического статуса этот документ призван лишь обозначить основные тренды, не снисходя до конкретики.

Цена официальной модернизации

А что есть? Есть набор стратегий развития отдельных отраслей, утвержденных правительством, инвестпрограммы естественных монополий и более или менее внятные декларации о намерениях крупных компаний. Содержащиеся в этих документах данные мы и положили в основу своих подсчетов.

Проведя инвентаризацию действующих стратегий и ФЦП, мы насчитали около двух десятков таких документов. Возможно, этот список не исчерпывает всего задуманного правительством, но присутствие в нем наиболее крупных, а следовательно, и самых ресурсоемких программ, таких как энергетическая стратегия или ФЦП «Развитие транспортной системы России», мы отследили. Заметим, что на реализацию только двух обозначенных программ в течение ближайших десяти лет планируется потратить почти 50 трлн рублей. В большинстве из выявленных нами документов объем предусматриваемых капвложений обозначен достаточно четко. Правда, в ряде случаев без использования оценочных данных не обошлось. Например, единого документа, внятно описывающего государственное видение развития строительного комплекса, обнаружить не удалось. Зато есть подготовленная Минрегионом Стратегия развития промышленности строительных материалов на период до 2020 года и неоднократно анонсировавшиеся чиновниками планы обеспечить к 2020 году ежегодный ввод одного квадратного метра новой площади на каждого гражданина России. Есть и установленный Минэкономразвития норматив стоимости одного квадратного метра жилья — 28 тыс. рублей. Конечно, об аптекарской точности счета речи нет, но и на порядок мы вряд ли ошиблись. Просуммировав стоимость реализации приоритетных для государства программ, мы получили цифру 112 трлн рублей инвестиций на ближайшее десятилетие. По нынешнему курсу — около 3,6 трлн долларов, и большую часть этой суммы государство рассчитывает получить от частного бизнеса (см. график 1).

Казалось бы, деньги огромные. Но это лишь на первый взгляд. Даже в кризисном 2009 году, когда инвестиционные «излишества» шли под нож без колебаний, предприятиям России как-то удалось наскрести и пустить на развитие 7,5 трлн рублей. Сохраняя инвестиции на этом уровне, без всяких дополнительных усилий за десять лет набегает 75 трлн — почти три четверти потребного. Однако такой сценарий все же маловероятен. Как мы уже отметили (см. "Воспроизводство прошлого", стр. 92), компании уже активно вкладываются в реализацию отложенных и новых инвестпроектов. Если инвестиционная нагрузка вернется к докризисному уровню (а сомнений в этом мало), в течение десяти лет капиталовложения компаний существенно превысят подсчитанную нами сумму. Перед кризисом отношение

У партнеров

    «Эксперт»
    №39 (723) 4 октября 2010
    Москва после Лужкова
    Содержание:
    Город не для жизни

    Стратегия развития Москвы при Лужкове была нацелена на извлечение из города максимальной прибыли чиновниками и приближенным к ним бизнесом. Клановость, волюнтаризм, чудовищная неэффективность и коррупция — характерные черты московского капитализма

    Международный бизнес
    Экономика и финансы
    Спецвыпуск
    На улице Правды
    Реклама