Гонки за формулой

Русский бизнес
Москва, 11.10.2010
«Эксперт» №40 (724)
Российская фармацевтическая компания может конкурировать с глобальными концернами, если будет выпускать дженерики быстрее конкурентов, а оригинальные инновационные препараты — дешевле. И то, и другое реально

Российский фармацевтический рынок, по сути, закрыт для отечественных компаний. Наша страна упустила волну научно-технического прогресса 1990-х, и сегодня мы не в силах вписаться в жесткое разделение мирового фармацевтического бизнеса, где новейшими разработками, поиском новых молекул и формул занимаются развитые страны, а копирование и тиражирование отдано рынкам Восточной Европы, Китаю и Индии. По пути первых стран мы не можем двигаться из-за технологической отсталости и нехватки средств на НИОКР, по пути вторых — из-за отсутствия инфраструктуры и довольно дорогого производства внутри страны.

Вписаться в мировую фарминдустрию российской компании удастся только при условии, что она научится выпускать оригинальные формулы дешевле, чем западные компании, а дженерики — быстрее азиатов. Компаний, выбравших такой «серединный» путь развития, на отечественном рынке немного, одна из них — столичная «Фарм-Синтез». Эта высокотехнологичное предприятие c годовым оборотом 30 млн долларов работает на рынке противоопухолевых средств с 1998 года. У него полный технологический цикл, начиная с производства субстанций и заканчивая выпуском готовых лекарственных форм. Компания развивалась за счет собственных средств и поэтапно прошла все стадии становления — от выбора уникальной ниши до выпуска дженериков и патентованных препаратов. Сегодня в ее ассортименте восемь наименований, и все они являются бестселлерами. Несмотря на свои небольшие размеры, в некоторых сегментах отечественного фармрынка, прежде всего в сегменте средств для лечения гормонозависимых опухолей, «Фарм-Синтез» — бесспорный лидер. В 2009 году доля компании в этом сегменте составила 45% — в разы больше, чем доли таких глобальных концернов, как Novartis или Roche. В ближайшее время «Фарм-Синтез» начинает экспорт в страны Юго-Восточной Азии и претендует на то, чтобы превратиться в глобального игрока.

Дженерики первого поколения

Основатель «Фарм-Синтеза» предприниматель Михаил Назаренко после перестройки пробовал себя в самых разных сферах бизнеса: от торговли морепродуктами до кинопроизводства. Обладая конъюнктурным чутьем, в середине 1990-х он обратился к фармацевтическому рынку — рынку, где деньги зарабатываются прежде всего на идеях. В то время отечественные производители здесь почти отсутствовали: советские научные лаборатории разваливались, производства простаивали. Рынок захватывали западные фармконцерны со своими оригинальными патентованными препаратами и брендированными дженериками. Назаренко понимал: чтобы конкурировать с ними, надо развивать собственные инновации. Воспользовавшись знакомствами в научной среде, он принял решение создать рабочую группу, которая попробовала бы синтезировать несколько препаратов для лечения онкологических заболеваний. Это ниша была выбрана не случайно: онкология — наиболее социально значимая область медицины, куда государство постоянно направляет средства. С начала 1990-х онкологические заболевания вошли в тройку основных причин преждевременной смертности в Росси

У партнеров

    «Эксперт»
    №40 (724) 11 октября 2010
    Мировые финансы
    Содержание:
    Где слабое звено

    Финансовая система и банки остаются уязвимым местом глобальной экономики. Попытки властей ужесточить регулирование могут принести пользу в долгосрочной перспективе. Пока же риски в финансовой системе лишь накапливаются

    Международный бизнес
    Экономика и финансы
    Реклама