Поиск таблетки эффективности

Русский бизнес
Москва, 11.10.2010
«Эксперт» №40 (724)
Аптечные сети массово начинают борьбу за повышение эффективности бизнеса. При этом они пытаются сочетать два трудносовместимых тренда: увеличение количества покупателей и рост рентабельности

Консорциум из аптечных сетей во главе с A5 объявил о создании альянса фармацевтических ритейлеров United Logistics Group (ULG). Помимо A5 в альянс вошло еще девять сетей: восемь московских и одна региональная — «Здоровье» из Северной Осетии. Игроки полагают: объединив закупки, они смогут рассчитывать на скидку от 3 до 5% за объем от дистрибуторов и на прямые поставки от производителей.

За счет этого участники ULG намерены снизить цены в своих аптеках, чтобы увеличить приток покупателей. Тем самым инициатор альянса надеется развить свой недавний успех: А5 — одна из немногих сетей, сумевших в первом полугодии увеличить рыночную долю (с 0,69 до 0,87%), в то время как сегменты четырех лидеров розничного аптечного рынка — «36,6», «Риглы», «Фармакора», «Имплозии» — сузились.

Впрочем, сокращение доли у ком­па­ний-лидеров тоже связано с реформированием бизнеса. «На протяжении прошлого года почти все крупные игроки занимались оптимизацией портфелей и сворачивали нерентабельные точки, что находит отражение в финансовых показателях до сих пор», — считает Давид Мелик-Гусейнов, директор российского отделения маркетингового агентства Cegedim. Причем они тоже ищут инструменты в рамках своих бизнес-моделей, позволяющие увеличить покупательский трафик: открывают аптеки формата дискаунтера, проводят акции по снижению цен, расширяют ассортимент собственных торговых марок.

Причина активности сетей — в ужесточении конкуренции, вызванной стагнированием рынка. В первом полугодии 2010 года лекарственный сегмент в натуральном выражении вырос на 12%, а в рублевом выражении — лишь на 10%. Да и государство с 1 апреля ограничило пространство для маневра аптечной розницы: введено регулирование цен на жизненно важные лекарства, составляющие в среднем треть продаж аптек.

Жажда масштаба

Идея создания альянса из мелких и средних сетей пришла руководству А5 около года назад, однако из-за кризиса и неопределенности ситуации на рынке проект оставался нереализованным. И вот наконец появилась компания ULG для оптовых закупок лекарств.

Контрольный пакет новой структуры принадлежит A5. Миноритарными долями владеют сети «Горздрав», «Стильфарма» и московский дистрибутор «Геофарм», который и станет эксклюзивным поставщиком для участников ULG, через него предполагается обеспечивать не менее трети всех закупок. Остальной объем закупок будет осуществляться по результатам аукциона: кто из дистрибуторов предложит лучшую цену, тот и станет поставщиком.

Почему именно А5 выступила инициатором создания альянса для закупок, понятно: это единственная из крупных сетей, не имеющая аффилированного партнера-дистрибутора.

Сеть А5 объединяет сегодня 390 аптек и является по этому показателю шестым игроком на рынке. Однако простой разветвленности явно недостаточно, чтобы реализовать эффект масштаба: напрямую выходить на производителей или требовать скидок у дистрибуторов. Создание альянса позволяет частично решить эту проблему, ведь URL будет представлять интересы не только торговых точек A5, но и 210 аптек

У партнеров

    «Эксперт»
    №40 (724) 11 октября 2010
    Мировые финансы
    Содержание:
    Где слабое звено

    Финансовая система и банки остаются уязвимым местом глобальной экономики. Попытки властей ужесточить регулирование могут принести пользу в долгосрочной перспективе. Пока же риски в финансовой системе лишь накапливаются

    Международный бизнес
    Экономика и финансы
    Реклама