Подвиг «Татнефти»

Русский бизнес
«Эксперт» №43 (727) 1 ноября 2010
В Татарстане запущен новый крупный НПЗ, первый в России за последние тридцать лет. Местные бизнес-элиты доказывают свою экономическую состоятельность и усиливают независимость от Москвы
Подвиг «Татнефти»

Это крупнейший производственный инвестиционный проект в России за последние двадцать лет, объем капложений — 5,6 млрд долларов.

Новых крупных НПЗ в России не строилось почти тридцать лет, с тех пор как советская нефтеперерабатывающая промышленность твердой поступью добралась до восточносибирского городка Ачинска, где в 1981 году был построен последний крупный советский НПЗ. А до него заводы в России не строились с середины 1960-х (в 1970-х годах заводы строились в Белоруссии, Казахстане, на Украине, в Литве). Из-за этого наши НПЗ давным-давно морально и физически устарели, и даже частичная модернизация, которую проводили нефтяные компании в 2000-х, не изменила ситуацию кардинально. В России нарастает нехватка качественных моторных топлив — высокооктанового автомобильного бензина и дизельного топлива.

Однако никто из крупнейших нефтяных компаний, включая «Роснефть», «ЛУКойл», ТНК-ВР, так и не решился построить новый крупный нефтеперерабатывающий завод. Медлительность крупных игроков объясняется тем, что строительство нового современного НПЗ — занятие весьма экстраординарное, как по требуемым вложениям (миллиарды долларов), так и по интеллектуальным затратам (дефицит соответствующих инжиниринговых компетенций). Наконец, глубокая переработка нефтяникам вообще невыгодна (см. график). Крупнейшие игроки обходились относительно дешевой модернизацией имеющихся у них советских активов. И только «Татнефть», которая в списке крупнейших нефтяных компаний России находится лишь на шестом месте, такая ситуация не устраивала. Дело в том, что эта компания добывает нефть не в Западной Сибири, а в Поволжье, ее нефть — тяжелая и высокосернистая, ее экспорт приносит минимальный доход по сравнению с остальными игроками. Да и собственного НПЗ у компании не было (правда, она владела долями в акционерном капитале Московского нефтеперерабатывающего завода и НПЗ на Украине в Кременчуге).

В общем, если кто и был готов построить в России новый крупный нефтеперерабатывающий завод, то только «Татнефть».

Клановая экономика

Татарстан — регион с богатой историей нефтедобычи, но при этом с несравнимо более бедной историей нефтепереработки. До открытия и запуска западносибирских месторождений нефти в 1960-х регион был основным поставщиком этого ценнейшего ресурса. Советское руководство, дабы не концентрировать все капиталоемкие проекты в одной республике, стало строить НПЗ либо в западных районах страны, ближе к основным центрам потребления, либо на востоке. Тем не менее центр зарождающейся нефтехимии было решено создать в Татарстане. Для этого даже был специально возведен новый город — Нижнекамск. Построенный комплекс нефтехимических предприятий (сейчас он называется «Нижнекамскнефтехим», НКНХ) требовал большого количества сырья — прямогонного бензина. Возить издалека его было не с руки. Поэтому в 1979 году на площадке и в структуре «Нижнекамскнефтехима» появилась новая установка ЭЛОУ АВТ-7, предназначенная для переработки нефти в прямогонный бензин, который дальше уходил в пироли