В Европу со своим холодильником

Русский бизнес История о бывшем советском промышленном гиганте, приглянувшемся инвестору, который рассчитывал его перепродать, но не сумел — и решил сделать из него глобального игрока

«Я тогда был один, вынул все деньги, которые у меня были, заложил печень, почки и так далее… Но я верил в эту историю: такой прекрасный комплекс не может не работать», — рассказывает Алексей Ковальчук, генеральный директор компании «Полаир». Эта сделка ценой 15 млн долларов, состоявшаяся в 2003 году, открыла новую страницу в биографии как самого рассказчика, бывшего трейдера цветных металлов, так и объекта его инвестиций — гигантского простаивающего предприятия «Совиталпродмаш».

У этого крупнейшего в Европе завода по выпуску холодильного оборудования для общепита и ритейла трудная судьба. Его построили в 1991 году в Волжске для рынка стран — членов Совета экономической взаимопомощи, а это почти полмиллиарда человек. Но очень скоро СЭВ исчез, а на российский рынок пришли иностранцы и масса местных производителей; предприятие площадью 120 тыс. кв. метров, оснащенное роботизированной техникой (плод сотрудничества с итальянской компанией Fata Engineering), стало маргиналом, работая на 1% мощности. Скорее всего, покупая завод и фактически подписываясь вывести его на плановые объемы выпуска, Ковальчук недооценил сложность задачи. Ведь даже сегодня, когда выпуск на «Совиталпродмаше» вырос в десятки раз, производство загружено лишь наполовину.

Но эта история не о разочаровании и поражении. Она о том, как для среднего бизнеса становится актуальной задача выхода на глобальный рынок. «Это сравнимо только с движением гуннов, мы чувствуем себя участниками второго переселения народов», — говорят топ-менеджеры «Полаира» о новой стратегии компании, родившейся во время кризиса 2008–2009 годов. Частью этой стратегии стало открытие производственной площадки в Европе.

Полный супермаркет

Летом этого года многолетнюю сонную тишину на рынке торгового холода нарушила сделка M&A. Компания «Полаир» приобрела контроль над компанией «Рада», выпускающей технологическое (не холодильное) оборудование для HoReCa. Покупка недорогая — около 250 млн рублей, но все равно странная. Подобное не приходило в голову еще никому: объединить в одном продуктовом портфеле две разные линейки. В «Полаире» же рассматривают это как шанс увеличить сбыт собственной продукции. Расчет на то, что клиентам — дистрибуторам, поставляющим оборудование в магазины и рестораны, понравится иметь дело с «супермаркетом», где можно купить и холодильный шкаф, и плиту с посудомоечной машиной. И решиться на этот маневр компанию заставила специфика сегмента, в котором она работала.

Рынок торгового холода, объем которого всего 1 млрд долларов, сильно локализован, так что «Полаир» с долей в 8% является чуть ли не крупнейшим игроком (см. график 1). При этом конкурировать в лоб с другими компаниями проблематично из-за низкой чувствительности спроса к качеству продукции. За качеством гонятся лишь иностранные производители напитков, устанавливающие в рознице собственные холодильники. У них жесткие стандарты на оборудование, но по этой же причине они тянут за собой на развивающиеся рынки проверенных глобальных поставщ

Компания «Полаир» основана в 2002 году. Выпускает холодильное и технологическое оборудование для секторов торговли и общественного питания.

Производственные активы: завод «Совиталпродмаш» (Волжск), завод Рада (Саранск), производственная площадка Polair Europe (около города Тревизо, Италия).

Выручка в 2009 году — 1,6 млрд рублей.

Число сотрудников — 1 600 человек.