Экспертный чай из России

Русский бизнес
«Эксперт» №45 (729) 15 ноября 2010
Отечественный рынок чая близок к насыщению. Производители пытаются нарастить продажи за счет уникального ассортимента, однако в основном перспективы компаний сегодня связаны с освоением внешних рынков
Экспертный чай из России

В отношении чая мы можем гордиться своей страной. По качеству потребления мы уже находимся на более высоком уровне, чем англичане, которые традиционно славятся чайной культурой. И конечно, мы давно опередили США, где этот продукт не всегда качественный», — говорит Игорь Лисиненко, генеральный директор компании «Май».

Действительно, россияне больше, чем кто-либо, избалованы предложением чая. Почти в любом магазине страны можно приобрести чаи от суперпремиальных до ординарных, постоянно появляются новые сорта, необычные вкусы, оригинальные упаковки. И хотя мы уступаем, например, англичанам по объемам потребления чая на душу населения почти в три раза (1,2 кг в год против 3 кг в Великобритании), такого ассортимента, как у нас, нет нигде.

В России потребляет чай 98% населения. Расширять продажи отечественным компаниям становится все сложнее: последние несколько лет спрос практически не растет — ежегодный прирост не превышает 2–3%, прежде всего за счет увеличения стоимости продукции. В связи с этим конкуренция среди игроков усиливается, компании ужесточают маркетинговую политику и пытаются развиваться за счет продвижения российского чая в другие страны.

Закупаем больше всех

До начала рыночных реформ в Россию завозилось до 80% чая в готовом виде. Сегодня же почти весь чай фасуют на территории РФ. Созданию собственных производств в свое время поспособствовала протекционистская политика государства. Так, в 1997 году вместо единой десятипроцентной ставки на импортный чай ввели дифференцированную систему обложения. Тогда на фасованный черный и зеленый чай стала действовать почти запретительная пошлина в размере 20%, а на нефасованный, наоборот, льготная пошлина — 5%. С 2007 года российским производителям разрешили ввозить чайное сырье беспошлинно. Благодаря этим действиям множество компаний модернизировали производства, построили новые фабрики и фасовочные цеха. В результате рынок чая получил современную производственную базу, отвечающую самым высоким стандартам.

Сегодня российский чайный рынок — один из самых консолидированных в пищевой отрасли. По данным компании «Nielsen Россия», более 70% рынка контролируют четыре компании: Unilever (торговые марки Lipton, Brook Bond, «Беседа»), «Май» («Майский», «Лисма» и Curtis), «Орими Трэйд» (Greenfield, ТESS, «Принцессы»), СДС-ФУДС (дистрибутор торговой марки Ahmad). Укрупнение и уход мелких компаний произошли десять лет назад — рынок стал насыщаться и усложняться, к тому же после кризиса 1998 года его покинули многие импортеры. В настоящее время в чайном бизнесе работают, по разным оценкам, от 50 до 70 компаний (в начале 1990-х их было 800). В отличие от крупных компаний, выпускающих продукцию во всех ценовых сегментах, средние и небольшие производители, такие как «Императорский чай», «Гранд», «Унция», «Кофейная кантата», работают в сегментных нишах, в основном дешевой или, наоборот, премиально-бутиковой.

По подсчетам ассоциации «Росчайкофе», по объемам потребления Россия занимает четвертое место после Индии, Кит