Распродажа активов РЖД началась

Повестка дня
Москва, 15.11.2010
«Эксперт» №45 (729)

Компания «Трансконтейнер», «дочка» РЖД и ведущий российский оператор контейнерных перевозок, разместила на IPO 35% своих акций.

Два главных перевозочных предприятия РЖД, «Трансконтейнер» и Первую грузовую компанию, решили приватизировать еще в 2007 году. Тогда же 15% капитала «Траснконтейнера» было продано за 320 млн долларов по закрытой подписке нескольким малоизвестным фондам, а также ЕБРР и Транскредитбанку. Однако полноценная приватизация была отложена: до последнего момента РЖД удерживала свою долю на уровне 85%. С мертвой точки дело сдвинулось в 2010 году: в апреле основной акционер одобрил публичное размещение 35% акций своей «дочки».

На IPO было выставлено 35% минус две акции. Продажи прошли менее успешно, чем ожидалось: выручка (400 млн долларов) лишь немногим превысила заявленный продавцом минимум. То есть, учитывая цены закрытого размещения, рыночная капитализация «Трансконтейнера» за три года снизилась с 2,1 до 1,32 млрд долларов.

IPO принесло и более интересную новость. Почти треть выставленного пакета (12,5%) выкупила компания FESCO, также работающая на рынке контейнерных перевозок. В свое время эта фирма, которой владеет Сергей Генералов, приобрела доли в портовых комплексах на Балтике и Черном море, обосновав покупки тем, что они важны для развития инфраструктуры контейнерных перевозок и увеличения «степени ее интермодальности», то есть простоты перевозки стандартных грузов разными видами транспорта. Но позже компания избавилась от этих активов, выручив за них 900 млн долларов — 138 млн долларов было потрачено на покупку пакета акций «Трансконтейнера». Хотя приобретенный пакет не настолько велик, чтобы серьезно влиять на управление предприятием, для FESCO этот шаг весьма важен. В сообщении компании о сделке говорится, что «данное приобретение направлено на развитие долгосрочного стратегического партнерства с “Трансконтейнером”». Отметим, что «Трансконтейнер» является монополистом на некоторых направлениях перевозок, контролирует почти две трети парка всех российских контейнерных платформ, половину всех железнодорожных перевозок 20-футовых контейнеров по России и серьезно опережает всех своих конкурентов по развитости терминальной инфраструктуры (терминалы на 46 железнодорожных станциях России и один в Словакии). Таким образом, FESCO предпочла интермодальности усиление позиций в железнодорожных перевозках, а также в контроле над подвижным составом.

Вхождение FESCO в число акционеров «Трансконтейнера», судя по всему, готовилось заранее. У компании уже есть совместное с РЖД предприятие — ЗАО «Русская Тройка», которое также занимается контейнерными перевозками, а в октябре поднимался вопрос о создании стратегического альянса между FESCO и «Трансконтейнером».

Как не рассыпать мусор по дороге
Возможности для построения эффективной системы обращения с отходами в стране есть. Но нам придется преодолеть давление групп лоббистов, преследующих противоположные цели, снять растущие протестные настроения в обществе и выстроить на всех уровнях четкое понимание, куда и как мы идем
В ожидании вала банкротств
Банкротства девелоперов и обманутые дольщики еще не один год будут определять повестку дня рынка жилищного строительства. После запрета долевого строительства проблем станет еще больше
Очень, очень плохой банк
ЦБ собрал все токсичные активы из «Открытия», Промсвязьбанка и Бинбанка в одном месте и рассчитывает избавиться от них за пять лет. Однако качество активов таково, что их придется либо продавать буквально за бесценок, либо списывать

У партнеров

    «Эксперт»
    №45 (729) 15 ноября 2010
    Предчувствие кризиса
    Содержание:
    Искрит

    Покушение на Олега Кашина обнаружило опасную слабость несущих конструкций российского общества. Знаков подступающего политического кризиса уже много, и кажущаяся вялость происходящего не должна вводить в заблуждение

    Международный бизнес
    Наука и технологии
    На улице Правды
    Как не рассыпать мусор по дороге
    Возможности для построения эффективной системы обращения с отходами в стране есть. Но нам придется преодолеть давление групп лоббистов, преследующих противоположные цели, снять растущие протестные настроения в обществе и выстроить на всех уровнях четкое понимание, куда и как мы идем
    В ожидании вала банкротств
    Банкротства девелоперов и обманутые дольщики еще не один год будут определять повестку дня рынка жилищного строительства. После запрета долевого строительства проблем станет еще больше
    Очень, очень плохой банк
    ЦБ собрал все токсичные активы из «Открытия», Промсвязьбанка и Бинбанка в одном месте и рассчитывает избавиться от них за пять лет. Однако качество активов таково, что их придется либо продавать буквально за бесценок, либо списывать
    Реклама