Распродажа активов РЖД началась

Повестка дня
«Эксперт» №45 (729) 15 ноября 2010
Распродажа активов РЖД началась

Компания «Трансконтейнер», «дочка» РЖД и ведущий российский оператор контейнерных перевозок, разместила на IPO 35% своих акций.

Два главных перевозочных предприятия РЖД, «Трансконтейнер» и Первую грузовую компанию, решили приватизировать еще в 2007 году. Тогда же 15% капитала «Траснконтейнера» было продано за 320 млн долларов по закрытой подписке нескольким малоизвестным фондам, а также ЕБРР и Транскредитбанку. Однако полноценная приватизация была отложена: до последнего момента РЖД удерживала свою долю на уровне 85%. С мертвой точки дело сдвинулось в 2010 году: в апреле основной акционер одобрил публичное размещение 35% акций своей «дочки».

На IPO было выставлено 35% минус две акции. Продажи прошли менее успешно, чем ожидалось: выручка (400 млн долларов) лишь немногим превысила заявленный продавцом минимум. То есть, учитывая цены закрытого размещения, рыночная капитализация «Трансконтейнера» за три года снизилась с 2,1 до 1,32 млрд долларов.

IPO принесло и более интересную новость. Почти треть выставленного пакета (12,5%) выкупила компания FESCO, также работающая на рынке контейнерных перевозок. В свое время эта фирма, которой владеет Сергей Генералов, приобрела доли в портовых комплексах на Балтике и Черном море, обосновав покупки тем, что они важны для развития инфраструктуры контейнерных перевозок и увеличения «степени ее интермодальности», то есть простоты перевозки стандартных грузов разными видами транспорта. Но позже компания избавилась от этих активов, выручив за них 900 млн долларов — 138 млн долларов было потрачено на покупку пакета акций «Трансконтейнера». Хотя приобретенный пакет не настолько велик, чтобы серьезно влиять на управление предприятием, для FESCO этот шаг весьма важен. В сообщении компании о сделке говорится, что «данное приобретение направлено на развитие долгосрочного стратегического партнерства с “Трансконтейнером”». Отметим, что «Трансконтейнер» является монополистом на некоторых направлениях перевозок, контролирует почти две трети парка всех российских контейнерных платформ, половину всех железнодорожных перевозок 20-футовых контейнеров по России и серьезно опережает всех своих конкурентов по развитости терминальной инфраструктуры (терминалы на 46 железнодорожных станциях России и один в Словакии). Таким образом, FESCO предпочла интермодальности усиление позиций в железнодорожных перевозках, а также в контроле над подвижным составом.

Вхождение FESCO в число акционеров «Трансконтейнера», судя по всему, готовилось заранее. У компании уже есть совместное с РЖД предприятие — ЗАО «Русская Тройка», которое также занимается контейнерными перевозками, а в октябре поднимался вопрос о создании стратегического альянса между FESCO и «Трансконтейнером».