С Верой в будущее

Культура
«Эксперт» №45 (729) 15 ноября 2010
Вера Дорофеева издала первый выпуск детского альманаха «Батискаф, или Не выпить ли нам чайку?». Арт-директор журнала «Эксперт», отец троих детей, удрученный крайней мрачностью рынка детских изданий, наткнувшись на эту книжку, страшно обрадовался и бросился со всех ног знакомиться с Верой, чтобы узнать, как ей удалось сделать такую красоту
С Верой в будущее

Вера принесла книжку в недавно открывшееся кафе на Брестской, где мы встретились в воскресенье, когда там обычно готовит главный редактор «самого свежего журнала о еде», это кафе придумавший (мясо местами оказалось жестковатым, но чувствовалось, что приготовлено с душой и намерением доставить радость непосредственно нам). Книжка превзошла ожидания — нужно было подержать ее в руках, чтобы убедиться, что получилось нечто действительно настоящее, о чем по презентации в интернете можно было только догадываться. Настоящее для детей и, на мой профессиональный взгляд, лучшее, что было сделано для них за многие годы (жесткости в этом мясе не было вовсе).

Есть очевидная тенденция — появляются люди, которые делают что-то не для прибыли. Одни готовят вкусную еду только для того, чтобы доставить окружающим радость, другие выпускают детские книжки, чтобы дети в этой стране могли вкусно расти и реализовываться.

— Как пришла мысль издать такую книжку и как все началось?

— Я очень люблю хорошие детские книги. Особенно с картинками. Поэтому давно собираю букинистические издания для детей: советские, досоветские, зарубежные. Плюс мои образования довольно интересно сочетаются: я закончила МАХЛ, Московский академический художественный лицей при Российской академии художеств, а после этого Литинститут. Так что книга — невероятно интересный для меня объект со всех точек зрения. А когда свой ребенок начал подрастать, я уже более предметно включилась в розыск хороших книг. А их почти нет. Есть такое мнение у некоторых издателей, что детское можно делать абы как, родители все равно все сметут. А качество не так уж и важно, потому что детская книга будто бы товар «на неделю». Все равно ребенок испортит, поэтому можно и иллюстратора подешевле, и бумажку похуже. Ярко — и ладненько. В итоге дети растут на непрофессиональных, безвкусных книгах. Сейчас стали появляться небольшие издательства, которые делают отличные книги. Но в массе это капля. В общем, идея делать хорошие детские книги давно в голове сидела. А однажды мне в руки попал немецкий альманах XIX века. Это такая толстая, прямо с Библию толщиной, в твердой обложке книга. И в ней за весь какой-то год собрано… Чего только не собрано! Статьи о научных открытиях, фантастические рассказы, стихи, советы по домоводству, карикатуры, политические заметки, календарь праздников, еще куча всего, чего я даже и не поняла, — на пару тысяч страниц. И примерно в это же время я с дачи привезла подшивку журнала «Трамвай» — ребенку читать.

— В моем детстве был альманах «Звездочка» — толстый ежегодник, нам с братом его надолго хватало. И еще в деревне у бабушки обнаружились подшивки журналов «Пионер» и «Костер», и я в пределах пионерского возраста успел все это прошерстить. Как бы Довлатов ни ругал советскую детскую периодику, но на «Вино из одуванчиков» Брэдбери я именно там наткнулся.

— Советская периодика была очень качественной. Понятно, что специфика там была своя, но это совершенно не мешало реализовываться в ней отличным авторам и