Зажить по кодексу

Спецвыпуск
Москва, 28.11.2010
«Эксперт» №47 (731)

Руководители организаций, работающих на финансовых рынках, по-разному реагируют на вопрос: «Как вы управляете рисками?». Банкиры, например, сразу вспоминают документы Банка России: инструкцию 110-И, определяющую порядок расчета обязательных нормативов, и положение 254-П, посвященное формированию резервов на возможные потери. Продвинутые управляющие активами скажут про инвестиционные комитеты и комитеты по рискам, а большинство директоров страховых компаний и пенсионных фондов, скорее всего, ответят: «У нас все под контролем».

Исследование практик риск-менедж­мента трех с лишним сотен крупных российских финансовых компаний и банков, проведенное рейтинговым агентством «Эксперт РА» в октябре 2010 года, дало неутешительные результаты (см. график 1). Рынок не в полной мере извлек уроки 2008 года, для всех сегментов характерны одни и те же недостатки в сфере управления рисками. Во-первых, часто ключевые решения принимаются одним человеком, что существенно повышает вероятность субъективных ошибок и генерации новых неконтролируемых рисков. Во-вторых, далеко не всегда существует специализированное подразделение риск-менеджмента, то есть уровень риска отслеживается от случая к случаю.

Сложившаяся практика ставит под угрозу капитал акционеров и, что гораздо важнее, клиентские средства, ведь принятие решений без учета позиции риск-менеджмента — это прямой путь к потерям.

Самые беззащитные

Слабость риск-менеджмента УК и НПФ состоит в том, что работы ведутся нерегулярно, неколлегиально, к тому же у тех, кто их проводит, часто нет необходимых прав.

Решения, связанные с управлением рисками, должны в идеале приниматься комитетом, включающим не только руководство компании, но и профильных специалистов, непосредственно отслеживающих уровень риска, который компания принимает на себя. Такой инвестиционный комитет должен быть обособлен от комитета по рискам, а служба риск-менеджмента должна подчиняться непосредственно генеральному директору или отчитываться перед советом директоров. Однако подобная организация системы управления рисками есть менее чем у половины управляющих и страховых компаний. «По итогам 2008 года стало ясно, что всерьез рисками на рынке управления активами никто не занимался. Даже прописанные в законе инвестиционные комитеты у многих были только на бумаге, стоп-лосс либо не ставился, либо не исполнялся», — рассказывает генеральный директор УК «Ингосстрах-Инвестиции» Фарид Юнусов.

Несерьезное отношение к риск-менеджменту со стороны УК повышает риски институциональных инвесторов — страховых компаний и пенсионных фондов — и их многомиллионной клиентской базы, тем более что риск-менеджмент на этих рынках пребывает в зачаточном состоянии и как система присутствует в единичных случаях. «Наш рынок пока еще не готов к разговорам в терминах риск-менеджмента, — отмечает советник президента НП НАПФ Олег Колобаев. — Хотя это и не значит, что я согласен со сложившейся ситуацией». Это мнение разделяет и заместитель генерального директора ОСАО «Ингосстрах» Никола

У партнеров

    «Эксперт»
    №47 (731) 29 ноября 2010
    Налоги
    Содержание:
    Стратегия слабого государства

    Министр финансов Алексей Кудрин заявил, что решение бюджетных проблем путем повышения налогов — это удел слабых государств. Одновременно были обнародованы планы увеличения налогового бремени в России

    Без рубрики
    Международный бизнес
    Экономика и финансы
    Наука и технологии
    На улице Правды
    Реклама