Хрупкое восстановление

Спецвыпуск
«Эксперт» №48 (732) 6 декабря 2010
Лизинговый рынок быстро восстанавливается — благодаря росту спроса и активным продажам услуг, вопреки угрозе крайне негативных законодательных изменений

В третьем квартале 2010 года рынок лизинга продолжил восстановление. Рост спроса на лизинговые услуги наблюдался практически во всех секторах, активно росли сегменты автотехники и строительного оборудования. В июле—сентябре лизингодатели заключили новых сделок на 164,5 млрд рублей (прирост на 73% к аналогичному периоду 2009 года), что сопоставимо с объемом сделок за третий квартал 2008 года (175 млрд рублей). Объем нового бизнеса по итогам 9 месяцев 2010 года составил 420 млрд рублей, что соответствует 133% от общей суммы сделок за 2009 год. Такая динамика роста бизнеса была характерна для рынка в предкризисный период (см. график 1). Совокупный лизинговый портфель на 1 октября 2010 года составил 1040 млрд рублей.

Рост в опасности

Примечательно, что ускорение рынка произошло тогда, когда появилась серьезная угроза всему лизинговому бизнесу. В опубликованных Минфином в мае 2010 года документах о налоговой политике на ближайшие годы ставится под сомнение необходимость применения ускоренной амортизации в лизинговых сделках.

Несмотря на то что в случае реализации этой инициативы рынок лизинга ожидают кардинальное сокращение и масса проблем в работе бэк-офисов лизингодателей, компании продолжают развивать бизнес. С одной стороны, это обусловлено объективными потребностями экономики в обновлении основных средств и соответствующими заявками от лизингополучателей, с другой — лизингодатели уже привыкли к пренебрежительному отношению к отрасли, которое демонстрируют органы власти, привыкли выживать в жестких условиях. Неопределенность политики государства в отношении лизинга уже длительное время является дополнительным фактором риска в лизинговой деятельности.

На наш взгляд, отмену ускоренной амортизации допускать нельзя по целому ряду причин.

Во-первых, существенно затормозится процесс обновления основных фондов в стране, лизинговым компаниям придется перенастраивать бизнес и приспосабливаться к новым условиям работы. Но у России просто нет на это времени: по уровню технологического развития мы уже отстаем от ведущих стран мира на десятки лет, и дальнейшее промедление означает ухудшение конкурентоспособности экономики.

Во-вторых, говоря об отмене ускоренной амортизации, Минфин не предлагает эквивалентных замещающих инструментов для стимулирования инвестиционного процесса.

В-третьих, ухудшение условий работы лизинговых компаний повлечет за собой снижение их кредитоспособности, вследствие чего российским банкам придется массово создавать резервы по займам этим компаниям. Качество кредитного портфеля в сотни миллиардов рублей резко ухудшится, что самым негативным образом повлияет на начавшийся рост банковского сектора.

В-четвертых, если обратиться к международному опыту, то, по данным Ассоциации европейского бизнеса, ускоренная амортизация применяется во многих странах, в том числе в США, Германии, Франции, Испании, Нидерландах. Практически везде, где есть инновационная экономика, есть и ускорение амортизации. Более того, лизинг при этом не исключается из нал