На пересечении воздушных путей

Спецвыпуск
«Эксперт» №49 (733) 13 декабря 2010
В ближайшие несколько лет в Омске будет завершено строительство самого современного международного аэропорта за Уралом
На пересечении воздушных путей

Правительству Омской области удалось сдвинуть с мертвой точки долгострой, в который превратилось строительство аэропорта Омск-Федоровка, и приступить к завершению работ. Новая международная воздушная гавань города расположена за пределами Омска и должна стать базовой транзитной точкой для российских и международных авиакомпаний, обслуживающих Сибирь, Дальний Восток, а также страны ближнего и дальнего зарубежья. Достижению этой цели способствует выгодное географическое положение города и то, что аэропорт сразу строится как хаб. Кроме того, Омск-Федоровка — важный элемент формируемого в городе крупного мультимодального транспортного узла.

Теперь строительство аэропорта будет вестись на принципах государственно-частного партнерства, что и позволит наконец-то завершить растянувшийся на 27 лет долгострой. Работы должны начаться в 2011 году, а открыть аэропорт запланировано в 2015-м.

Так родился долгострой

Действующий в регионе аэропорт Омск-Центральный находится, как следует из его названия, в центральной части города и серьезно сдерживает дальнейшее развитие областного центра. С учетом этих обстоятельств в 1979 году Совет Министров СССР принял решение о строительстве аэропорта Омск-Федоровка. Разместить его решили в 30 километрах к северо-западу от Омска. В 1983 году началось возведение основных объектов: здания аэровокзала, рулежных дорожек, взлетной полосы и др. С развалом Советского Союза финансирование со стороны федерации прекратилось. Денег не дали даже на консервацию построенных объектов.

В 1996 году строительство возобновилось, главным образом за счет областного бюджета. Глава региона Леонид Полежаев настойчиво добивался на федеральном уровне поддержки завершения строительства, но грянувший дефолт обернулся тем, что стройку опять остановили. К этому моменту аэропорт был готов приблизительно на 65%.

«Из-за того что строительство аэропорта Омск-Федоровка затянулось, перераспределение воздушных потоков произошло не в пользу Омской области, — отмечает Леонид Полежаев. — Сегодня, несмотря на более выгодное географическое положение, по объему перевозок мы существенно проигрываем Екатеринбургу, Новосибирску и Красноярску. Чтобы взять реванш на рынке, нам нужны конкурентоспособные воздушные ворота с возможностью принимать самые современные самолеты, не только пассажирские, но и грузовые. Без этого мы будем терять и в инвестиционной привлекательности региона, и в масштабах будущих бизнес-проектов».

Убедить федеральные власти в необходимости такого объекта для Омска удалось лишь в 2001 году — было принято решение о создании дочернего предприятия ОАО «Омский аэропорт» (83% в собственности Российской Федерации) с небольшим участием правительства Омской области через предприятие ОАО «Аэропорт Омск-Федоровка». Компания должна была стать распорядителем ожидаемых федеральных и региональных финансовых средств.

Деньги из федерального бюджета действительно пошли, однако их явно было недостаточно. Поэтому регион предложил перевести имущественный комплекс недос

За десять месяцев 2010 года ОАО «Омский аэропорт» обслужило более 277 тыс. пассажиров, что составляет 125% по сравнению с соответствующим периодом 2009 года. В том числе на федеральных воздушных линиях — более 206 тыс. человек (116%), на международных — более 58 тыс. человек (181%). Увеличилось и количество грузов, отправленных из омского аэропорта. За десять месяцев работы перевезено грузов на 13,5% больше, чем за аналогичный период прошлого года. В этом году наибольший доход ОАО «Омский аэропорт» дает сотрудничество с авиакомпаниями S7 (13,4% в общей сумме доходов), «Аэрофлот — Российские авиалинии» (13,1%), «ЮТэйр» (12,7%), «Оренбургские авиалинии» (11,3%) и «Трансаэро» (9,2%).