Развитие по спирали

Наука и технологии Профессор Стенфордского университета Генри Ицковиц уверен, что сегодня именно университет становится центром национальной инновационной системы
Алексей Майшев

Дискуссия, как сделать экономику инновационной и какой общественный институт должен выступать инициатором инновационного процесса — университеты, научные институты, бизнес или органы государственного управления, — ведется в России уже много лет, но пока никаких результатов она не дала. Это не значит, что у нас нет примеров инновационного бизнеса, нет университетов и научных институтов, ставших центрами инновационной деятельности. И государство, особенно последний год, активно подталкивает к этой деятельности и бизнес, и систему образования, и науку. Журнал «Эксперт» об этом регулярно пишет.

Однако приходится констатировать, что российской национальной инновационной системы еще не сложилось и что отдельные ее элементы слабо связаны друг с другом.

Недавно в Москве по приглашению Академии народного хозяйства при правительстве РФ побывал профессор Стенфордского университета и Центра исследований в области предпринимательства Бизнес-школы Эдинбургского университета Генри Ицковиц — автор и активный пропагандист новой модели организации инновационного процесса, названной им «тройной спиралью». Модель основана на утверждении, что в современном обществе ядром инновационной деятельности оказывается университет. Он вступает в тесное сотрудничество с бизнесом, во многом беря на себя функции его отделений R&D, и становится главным центром приложения государственных усилий по развитию инноваций. Классический университет превращается в предпринимательский. Конечно, он сохраняет всю академическую составляющую, но при этом делает упор на развитие в студентах предпринимательских начал.

Возможно, не всем поклонникам классического образования покажется привлекательной перспектива превращения храма науки в бизнес-центр. Действительно, не каждому студенту, изучающему филологию или теоретическую физику, потребуются предпринимательские навыки, да и не каждому инженеру они нужны. Но тренд изменения характера образования налицо во всем мире, ведь инновационное развитие стало синонимом успешности государства. Модель «тройной спирали» объединяет инновационные усилия вузов, бизнеса и государства при центральной роли университетов и, по мнению профессора Ицковица, является самой рациональной формой инновационной системы, которая подходит и для рыночного, и для нерыночного общества.

Профессор — президент Ассоциации «тройной спирали», автор нескольких книг, посвященных этой теме, соавтор цикла международных конференций, проводившихся в разных странах мира. Наверное, не случайно книгу Ицковица «Тройная спираль. Университеты — предприятия — государство. Инновации в действии» в России издал Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники, фактически использующий в своей работе эту модель (см. «Томские зори» в «Эксперте» № 19 за 2010 г.). Нашу беседу с профессором Ицковицем мы начали с вопроса об основных положениях его теории.

— Основная идея в том, что в обществе, основанном на знаниях, университет играет все более важную роль. В индустриальном общес

Эволюция возможностей трансфера технологий университета