Забудьте о легких прибылях

Экономика и финансы
«Эксперт» №49 (733) 13 декабря 2010
Дальнейшее успешное развитие игроков российского рынка розничных финансовых услуг невозможно по лекалам стратегий, обкатанных в других странах. Кризис заставляет наши розничные банки переосмысливать свои бизнес-модели
Забудьте о легких прибылях

Кредитный бум образца 2005–2008 годов канул в Лету, следующего аналогичной мощности можно ждать еще долго — и не дождаться вовсе, добавят скептики. Некоторые бывшие до кризиса «звездными» бизнес-модели банковской розницы начинают давать сбои, а некоторые и вовсе зашли в тупик. Простой расчет на автоматический рост сектора по мере роста благосостояния граждан и повышения доступности и охвата населения ключевыми розничными банковскими продуктами (то, что на бизнес-английском обозначается эротически окрашенным термином penetration) может не сработать. Для достижения устойчивой прибыльности розничным игрокам предстоит провести индивидуальную перенастройку своих бизнес-стратегий.

Еще не наелись

Исторически в рыночной России доминировала модель корпоративного банковского бизнеса. Розничный банковский бизнес с точки зрения предложения кредитных продуктов в 1990-е годы находился в зачаточном состоянии, а граждане рассматривались исключительно как поставщики депозитных ресурсов. Банки, бывшие заметными игроками на рынке розничных депозитов (помимо Сбербанка вспомним «Столичный»/СБС, Альфа-банк, «Менатеп», Токобанк, «Российский кредит», Мост-банк и другие конторы поменьше), использовали привлеченные у населения средства практически полностью для фондирования корпоративного кредитования. Ну и сделок M&A — не забудем, что большинство крупных банков в 1990-е являлись центрами (либо важными дивизионами) финансово-промышленных групп и широко задействовались для сколачивания и перекомпоновки активов в реальном секторе экономики.

В первой половине 2000-х годов потребительское кредитование начало развиваться быстрыми темпами, однако еще несколько лет ритейл не входил в число стратегических приоритетов развития крупных универсальных банков. Лишь в 2004–2005 годах количество наконец перешло в качество. Появились либо заняли значимые доли рынка крупные российские банки, сделавшие ставку на массовое потребительское кредитование — прежде всего розничное крыло государственной группы ВТБ, банк ВТБ24 и частный гринфилд-проект Рустама Тарико банк «Русский стандарт». К ним присоединились опытные иностранные «финансовые ритейлеры» — Райффайзенбанк, ОТП-банк, «Хоум Кредит Финанс», «Ренессанс Капитал» и другие. В 2007–2008 годах пришло время ускоренного развития обеспеченных видов розничных кредитов (автомобильных и ипотечных) и бума кредитных карт.

За первое десятилетие века отрасль розничного банкинга в России прошла этап становления. Кредиты населению по отношению к ВВП выросли с 1% в 2001 году до 10% в 2008-м, а доля розничных кредитов в суммарном кредитном портфеле банков (без учета межбанковских кредитов) увеличилась за этот же период с 7 до 24% (см. график 1). Тем не менее масштабы потребительского кредитования у нас все еще существенно меньше, чем в Польше, Венгрии, Чехии и Китае (около 30% ВВП), не говоря уже о странах со зрелой банковской системой. Так, в Германии розничные кредиты составляют 54% ВВП, в Англии — 78% (см. график 2).

Не очень убедительно выглядят в