Горячая десятка второго эшелона

Русский бизнес
«Эксперт» №50 (734) 20 декабря 2010
На российском рынке акций в 2010 году можно было заработать сотни процентов, однако самые прибыльные бумаги находились во втором эшелоне, и многие из них остались вне поля зрения подавляющей массы инвесторов
Горячая десятка второго эшелона

Нынешний год стал не самым удачным для инвестиций в «голубые фишки». Интерес к российским бумагам лидеров рынка инвесторы начали проявлять лишь к концу года, тогда-то и произошел основной прирост российских индексов — РТС и ММВБ.

Однако во втором эшелоне шла своя жизнь — тут, к примеру, есть бумага, за год подорожавшая более чем на 1200% (такой прирост капитализации продемонстрировал «Даг­энергосбыт»). Вообще, в десятке лидеров по приросту за год на бирже ММВБ значится шесть энергосбытовых компаний. Помимо энергосбытовых заметнее всего прибавили бумаги машиностроителей — привилегированные акции АвтоВАЗа и ОМЗ; нефтепереработчика — Московского НПЗ; энергогенерирующей компании — Красноярской ГЭС.

Топ-10 лидеров роста за 2010 год позволяет выявить ряд закономерностей. Во-первых, нельзя отрицать эффект низкой базы: акции всех перечисленных эмитентов заметно упали в кризис и долго находились на минимальных отметках.

Во-вторых, у всех эмитентов произошло значительное улучшение финансового состояния в 2010 году. В-третьих, и это, наверное, самое главное, у всех эмитентов ожидается (или ожидалась) заметная перемена в акционерном капитале — иначе говоря, смена собственника, которая и стала основным драйвером роста.

Неожиданный рост

Начнем с энергосбытовых компаний, которые в течение года росли как на дрожжах.

Так называемые энергосбыты образовались после реформы РАО ЕЭС. Крупные генерирующие компании отошли финансово-промышленным группам, сети в основном остались под контролем государства. Сбытовые компании так же в основной своей массе приобрели новых хозяев. Так или иначе энергосбытовые компании представляют собой посредников, которые покупают электроэнергию на оптовом рынке и реализуют ее конечному потребителю на розничном. Контролируя денежные потоки всей производственной цепи, сбыт рассчитывается с генераторами за производство электроэнергии, а с сетевыми компаниями — за ее доставку. Однако есть одно «но». Все энергосбытовые компании, акции которых торгуются на бирже, являются наследницами РАО ЕЭС и получили от легендарного холдинга ответственность гарантирующего поставщика. Речь идет об обязанности заключать договоры на обеспечение электроэнергией со всеми, кто обращается к энергосбытовой компании. С одной стороны, это огромный плюс — государство разрешает энергосбыту делать наценку на электроэнергию, покрывающую его затраты и гарантирующую прибыль. Однако наценка устанавливается через тариф на начало года, и различные форс-мажорные обстоятельства она не учитывает. Таким образом, основная функция энергосбытов — это расчетно-кассовое обслуживание своих клиентов. Соответственно, основные активы этих компаний нематериальны — это договоры на обслуживание. К тому же при огромной выручке компании имеют незначительную прибыль, в связи с чем несут на себе огромные риски.

После кризиса долгое время энергосбытовые компании не представляли интереса для инвесторов. Падение доходов населения и предприятий сказалось на работе сбытчиков, задолженность по электроэн