Забытым путем

Спецвыпуск
«Эксперт» №50 (734) 20 декабря 2010
Навигация 2010 года войдет в историю как начало возрождения Северного морского пути для торгового судоходства и международного транзита грузов. Внимание к Арктике и намерение властей реанимировать Севморпуть вдохновляют регионы и бизнес на новые проекты

В текущем году Россия на практике подтвердила готовность защищать свои интересы в Арктике, освоение и изучение которой с 90-х годов из-за хронического недофинансирования велось очень вяло. Обострение конкурентной борьбы за ресурсы стимулирует рост хозяйственной деятельности в регионе. По данным доклада американского комитета Geological Survey, в Арктике сосредоточено до 22% неразработанных нефтяных и газовых ресурсов мира. То, что эпоха «легкой нефти» закончилась, сегодня ни для кого не секрет, доступные разведанные месторождения истощаются, а новые находятся в труднодоступных регионах, в суровых климатических условиях. При этом углеводородное топливо, по крайней мере ближайшие 40–50 лет, будет по-прежнему востребовано, поскольку нынешние технологии для использования альтернативных источников энергии все еще очень дороги.

Претензии на арктический шельф предъявляют США, Канада, Дания, Норвегия, Исландия и Россия, которая утратила свои права на значительную часть Ледовитого океана, ратифицировав в 1997 году Конвенцию ООН по морскому праву. В соответствии с этим документом стране досталась лишь 200-мильная экономическая зона. Чтобы восстановить права на свою часть Арктики, необходимо доказать, что на дне океана находится продолжение шельфа прибрежного государства, и тогда преференции страны распространятся за указанные пределы. Летом 2007 года Россия начала сбор научных обоснований для расширения своего континентального шельфа за счет дна Северного Ледовитого океана, в частности хребта Ломоносова, чтобы представить их комиссии ООН по внешним границам континентального шельфа. К слову, похожие исследования, только, конечно, в интересах своих стран, проводят канадские и датские ученые.

Пока специалисты собирают доказательства, российские ведомства выявляют, что сохранилось и подлежит восстановлению и что необходимо предпринять для нового этапа освоения Арктики. По сути, 2010 год стал периодом масштабной ревизии возможностей страны для дальнейшего освоения региона и главной его транспортной артерии — Северного морского пути (СМП). Севморпуть важен для России не только с точки зрения геополитики, но и как альтернативный маршрут для экспорта энергоносителей в Азиатско-Тихоокеанский регион, где динамика их потребления растет быстрее, чем в странах Запада, а также для развития районов российского Крайнего Севера.

Бумажный фундамент

Еще в 2008 году президент Дмитрий Медведев назвал первоочередной задачей «превращение Арктики в ресурсную базу России ХХI века». А в конце октября 2010-го была утверждена Стратегия развития арктической зоны России. С этой стратегией должны быть скоординированы планы по развитию инфраструктуры (железных дорог, портовых мощностей), целевые программы по строительству судов ледового класса, атомного и спасательного флота и так далее.

Как сказал на встрече с министром экономики и предпринимательства Королевства Дании Брианом Миккельсеном заместитель министра транспорта Виктор Олерский, в ближайшее время на рассмотрение российского п