Чимериканская мечта

Международный бизнес
«Эксперт» №3 (737) 24 января 2011
Китай и США намного ближе друг к другу, чем кажется со стороны и объявляется на официальном уровне
Чимериканская мечта

Китайская красота, китайский дизайн, китайское богатство, китайский космос. На огромных рекламных экранах на главной нью-йоркской площади Таймс-сквер американцам показывают лица нового Китая — баскетболиста Яо Мина, госкапиталиста Ван Цзянчжоу, космонавта Ян Ливэя, пианиста Лан Лана.

«Китайская дружба» — объявляет заключительный слайд рекламного ролика, который ньюйоркцам будут крутить по 300 раз в день еще почти месяц. Этот же ролик, приуроченный к государственному визиту в США председателя КНР Ху Цзиньтао, показывают и по нескольким американским информканалам. Китай предлагает США дружить на равных — вот главный посыл рекламной кампании и основной смысл визита, последнего для Ху Цзиньтао, который в 2012 году должен уступить свой пост представителю «пятого поколения» китайских бюрократов Си Цзиньпину.

Это одновременно и подведение итогов последних восьми лет, и обозначение отправной точки для будущих встреч и переговоров. Китай не прогибается под давлением, с Китаем выгодно дружить, Китай не стоит дразнить — кажется, в Вашингтоне согласились с этими установками. Обаму даже уже успели раскритиковать за слишком радушный прием китайского лидера. Тайваньская анимационная студия NWA, к примеру, разместила в интернете короткометражный мультфильм, в котором Ху прилетает в Вашингтон на новом китайском истребителе-невидимке, а в ответ на комплименты встречающего его Обамы кидает ему ключи со словами: «Смотри не поцарапай его при парковке». Награда за услугу — контракты на экспорт американской продукции в Китай на 45 млрд долларов, в том числе на 19 млрд долларов — для Boeing, компании, в отношении которой Пекин ранее угрожал санкциями из-за военных контрактов с Тайванем.

Смена тактики, но не стратегии

Со стороны, впрочем, кажется, что критика Обамы за мягкотелость необоснованна. В ходе переговоров были затронуты все волнующие американцев проблемы — от сидящего в китайской тюрьме нобелевского лауреата Лю Сяобо (правда, вопрос обсуждался лишь непублично) до защиты интеллектуальной собственности и ситуации с курсом китайской валюты и дисбаланса в двусторонней торговле. Однако уроки неудачного для Обамы визита в Китай в 2009 году явно пошли американским дипломатам впрок — тональность обсуждения была совершенно иной, чем год назад.

Ху Цзиньтао подводили к обсуждению сложных тем «тепленьким», в хорошем настроении и, в общем, без особых надежд на значительный успех. США было важно подтвердить свои позиции по всем важным вопросам, при этом не создавая у китайской стороны ощущения, что на нее пытаются давить. И эта тактика оказалась весьма эффективной. В ходе визита Ху впервые публично выказал озабоченность урановой программой КНДР, признал, что в области соблюдения прав человека в Китае не все хорошо, и даже предложил вариант решения проблемы торгового дисбаланса. Китай пообещал шире открыть свой рынок для американских технологических товаров, а США, в свою очередь, заверили, что не будут чинить препятствий американским компаниям при экспорте подобной продукции.