Без конкуренции нет компетенции

Русский бизнес
Москва, 07.02.2011
«Эксперт» №5 (739)
Приоритет госуправления в сегменте производства грузовиков может сделать конкуренцию неравной, считает директор дивизиона «Силовые агрегаты» Группы ГАЗ Игорь Кульган. Такая политика искусственного ограничения конкуренции может оказаться недальновидной и неэффективной

Фото: Олег Сердечников

Недавно «Эксперт» опубликовал интервью с гендиректором КамАЗа Сергеем Когогиным (см. «Хочешь стать сильным — будь глобальным» в «Эксперте» № 2 за 2011 г.). В нем, в частности, он позиционировал свою компанию как абсолютного лидера российского рынка грузовиков и дизельных двигателей. Однако стоит напомнить, что некоторое время назад между КамАЗом и Группой ГАЗ шла ожесточенная борьба за деньги государственного института развития — Внешэкономбанка. Обоим средства были нужны для строительства новых двигателестроительных заводов, работающих в одной нише дизельных движков сопоставимой мощности. До сих пор чиновники принимали соломоново решение — давать денег и тем и другим. Для Группы ГАЗ ситуация осложнялась еще и тем, что госкорпорация «Ростехнологии», ключевой акционер КамАЗа, является совладельцем ключевого двигательного завода в стране — ярославского завода «Автодизель», контролируемого Группой ГАЗ. Помимо этого, интересы Группы ГАЗ и КамАЗа пересеклись в Белоруссии. Обе структуры претендуют на альянс с Минским автомобильным заводом. В общем, компании во многих сегментах являются сопоставимыми игроками и прямыми конкурентами друг другу. Неудивительно, что после выхода интервью с Сергеем Когогиным в «Эксперт» обратились представители Группы ГАЗ с просьбой дать возможность отразить и свою позицию. Свое видение стратегических проблем грузового автомобиле- и двигателестроения нам изложил директор дивизиона «Силовые агрегаты» Группы ГАЗ Игорь Кульган.

Спор о дизелях

Судя по тому, что вы довольно резко прореагировали на высказывания гендиректора КамАЗа, конкуренция на российском рынке грузовиков и двигателей для них ожесточается…

— Мне кажется, в российском автопроме сейчас слишком много общих проблем, которыми лучше заниматься сообща. С точки зрения логики завода комплектации, которым, по сути, является КамАЗ, правильно было бы посмотреть, что в стране есть хорошего и как это оптимально использовать. Есть тут некоторый элемент незрелости нашего рынка — в нем отсутствует консолидирующая составляющая.

Всем известно, что в рамках Группы ГАЗ есть собственное мощное подразделение по производству двигателей, причем полного технологического цикла. Наш ярославский завод «Автодизель» в советский период построил камазовский завод двигателей. Он туда и передал все НИОКР и конструкцию.

До сих пор КамАЗ поднимает вопрос о том, кто же является поставщиком двигателей для спортивной команды «КамАЗ-Мастер», утверждая, что это не «Автодизель», а Тутаевский моторный завод. Мы считаем, что все очевидно. Контракт у спортивной команды с кем подписан? С Ярославским моторным заводом «Автодизель». А не с Тутаевским моторным заводом (контролируется «Ростехнологиями». — «Эксперт»). На Тутаевском моторном заводе мы берем базовый блок и полностью меняем двигатель на нашем ярославском моторном заводе «Автодизель». Все доработки двигателя идут в Ярославле, а не в Тутаеве. Кстати, Тутаевский моторный завод исторически был площадкой «Автодизеля». И юридически не он является поставщ

Как не рассыпать мусор по дороге
Возможности для построения эффективной системы обращения с отходами в стране есть. Но нам придется преодолеть давление групп лоббистов, преследующих противоположные цели, снять растущие протестные настроения в обществе и выстроить на всех уровнях четкое понимание, куда и как мы идем
В ожидании вала банкротств
Банкротства девелоперов и обманутые дольщики еще не один год будут определять повестку дня рынка жилищного строительства. После запрета долевого строительства проблем станет еще больше
Очень, очень плохой банк
ЦБ собрал все токсичные активы из «Открытия», Промсвязьбанка и Бинбанка в одном месте и рассчитывает избавиться от них за пять лет. Однако качество активов таково, что их придется либо продавать буквально за бесценок, либо списывать

У партнеров

    «Эксперт»
    №5 (739) 7 февраля 2011
    Беспорядки в Египте
    Содержание:
    От фараонов к имамам

    Итогом египетской революции может стать не демократизация, а исламизация страны. Некогда оплот секуляризма на Ближнем Востоке, Египет рискует превратиться в колоссальный источник региональной нестабильности

    Международный бизнес
    Реклама