Новая программа приватизации имеет смысл лишь как способ привлечь нового собственника, который был бы заинтересован в привнесении новых материальных и управленческих технологий

Фото: picvario.com/Russian Look

Через двадцать лет после первой широкомасштабной приватизации правительство объявляет новую приватизационную программу. И если оправданием ошибок первой могло быть тотальное недопонимание смысла собственности в ее рыночном значении — то есть представление о ней как о комбинации кирпичей и металла, а не как о генераторе доходов, — то причиной возможного неуспеха второго передела может оказаться только неверно поставленная цель.

Сегодня, судя по комментариям представителей различных ведомств, можно выделить три основные цели, которые, возможно, имеют в виду авторы программы приватизации. Первая — решение проблемы нехватки источников средств для финансирования действующих предприятий, свидетельство чему — почти замороженный кредитный рынок. В этой ситуации средства, полученные от продажи части государственных долей, а также от проведения IPO госпредприятий, просто заменяют отсутствующие кредиты. Этот подход не предполагает радикального изменения системы управления предприятиями, госконтроль в той или иной форме сохраняется — в виде блокирующего пакета, условий размещения заказов и т. п. Есть все основания считать данный вариант консервативным, поскольку потенциал развития предприятия полностью определяется суммой первоначально привлеченных средств. Такой подход к приватизации не предполагает диверсификации экономики, скорее, он усугубляет ее сегодняшнюю однобокость.

Вторая возможная цель приватизации — привлечение средств на покрытие дефицита бюджета. Обозначим этот подход как бухгалтерский. Здесь возможны варианты. Во-первых, чисто фискальный, то есть прямое финансирование дефицита текущего бюджета за счет «дополнительного источника». Или пополнение резервов на случай более трудных времен, например в виде создания еще одного резервного фонда, о чем уже упоминал министр финансов Алексей Кудрин.

По оценкам, полностью реализованная программа приватизации может дать возможность покрыть около 20% дефицита федерального бюджета, что арифметически, безусловно, привлекательно. Но в макроэкономическом плане не следует забывать, что централизованный финансовый резерв формируется за счет изъятия из экономики средств, которые могли бы быть использованы на создание «материализованного» резерва в виде роста ее эффективности.

России, как и всем другим странам, необходима новая модель экономического развития в посткризисный период. Теоретически в этом направлении может работать второй вариант «бухгалтерского» подхода — использование полученных средств для централизованных инвестиций. Здесь смущают два обстоятельства — практическое и условно-теоретическое. Практическое упирается в уровень коррупции, который в случае с расходованием бюджетных средств достиг уровня, когда продукция, производимая с помощью их использования (включая инфраструктурные проекты), по определению не может быть конкурентоспособной. Как иначе трактовать заявление руководителя Росфиннадзора Сергея Павленко, что «на дорогах более 60 процентов украсть уже трудно»? При этом при проверке использован

У партнеров

    «Эксперт»
    №5 (739) 7 февраля 2011
    Беспорядки в Египте
    Содержание:
    От фараонов к имамам

    Итогом египетской революции может стать не демократизация, а исламизация страны. Некогда оплот секуляризма на Ближнем Востоке, Египет рискует превратиться в колоссальный источник региональной нестабильности

    Международный бизнес
    Реклама