Директор на вылет

Русский бизнес
Москва, 07.02.2011
«Эксперт» №5 (739)
Отставка Алексея Федорова с поста главы ОАК и назначение на эту должность Михаила Погосяна означает, что государство не намерено терпеть инновационно пассивных менеджеров у руля крупнейших госкомпаний

Президент России Дмитрий Медведев принял решение уволить с занимаемой должности главу Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) Алексея Федорова, а на его место назначить Михаила Погосяна. Как сообщил помощник президента Аркадий Дворкович, это кадровое решение стало следствием невыполнения поручений главы государства по подготовке инновационных программ развития компании. Но есть и другие причины для смены власти в ОАК.

Последнее предупреждение

Алексей Федоров получил черную метку еще полтора года назад. Тогда премьер-министр России Владимир Путин жестко раскритиковал руководство ОАК за безответственную финансовую политику. «Общий объем долговых обязательств ОАК достиг 120 миллиардов рублей. Причем почти 64 миллиарда из этой суммы — дефицит, не обеспеченный ни выручкой, ни прибылью компании», — говорил премьер. По словам Путина, целый ряд контрактов на поставку самолетов принес ОАК прямые убытки. Премьер потребовал прекратить порочную практику заключения таких контрактов и сократить долг. При этом Путин четко дал понять, что терпеть сложившуюся ситуацию долго он не будет. «Правительство не намерено бесконечно вытягивать предприятие из долговой ямы и исправлять ошибки менеджмента», — подчеркнул премьер.

Алексей Федоров этим словам не внял. На конец прошлого года консолидированный долг ОАК превышал 147 млрд рублей. При этом практика заключения убыточных контрактов не прекратилась. Более того, она получила новый импульс. По непонятным причинам ОАК решила начать в России массовое производство украинских региональных самолетов Ан-148, конкурирующих с нашей новой разработкой — Sukhoi Superjet 100. На реализацию программы Ан-148 ОАК выделила 18 млрд рублей. Себестоимость Ан-148 российской сборки составляет около 25 млн долларов, а продаются эти лайнеры примерно по 20 млн долларов. При этом российская компания вынуждена платить Украине в виде роялти еще и 3% с каждого проданного самолета. На то, что это не отвечает интересам России, летом прошлого года предельно ясно указал Дмитрий Медведев. И это было вторым и последним предупреждением Алексею Федорову. В ходе российско-украинского саммита глава государства прямо заявил, что «сотрудничество с Украиной в авиастроении должно быть абсолютно прагматичным, исключающим всякую филантропию и односторонние решения». Тем не менее выпуск Ан-148 на мощностях ОАК был продолжен. Наша корпорация оплатила из собственных средств твердый заказ на 34 Ан-148 и объявила о намерении увеличить выпуск этих самолетов до 200 единиц.

Противники инноваций

На самом деле топ-менеджмент ОАК не только систематически саботировал указания президента, но и проводил политику, идущую вразрез с целями и задачами, которые ставило перед корпорацией политическое руководство страны.

Так, например, в сегменте магистральных авиалайнеров руководство ОАК сделало ставку на выпуск морально устаревших моделей, разработанных еще в позднем СССР, — Ту-204 и Ил-96. На мировом рынке эти самолеты продать невозможно, так как они не соответствуют пер

У партнеров

    «Эксперт»
    №5 (739) 7 февраля 2011
    Беспорядки в Египте
    Содержание:
    От фараонов к имамам

    Итогом египетской революции может стать не демократизация, а исламизация страны. Некогда оплот секуляризма на Ближнем Востоке, Египет рискует превратиться в колоссальный источник региональной нестабильности

    Международный бизнес
    Реклама