Метаразум за пять миллионов

Наука и технологии
«Эксперт» №6 (740) 14 февраля 2011

Российский ИТ-стартап Witology привлек 5 млн долларов от групп «Онэксим» Михаила Прохорова и «Спутник» Бориса Йордана. Они получили соответственно доли в 41 и 8,94%. Контроль над Witology (50,06%) сохранили его основатели.

Задачу стартапа скромной не назовешь — создать метаразум. Именно так пишет на сайте Witology один из ее основателей — ИТ-эксперт с 30-летним стажем Сергей Карелов. Второй учредитель компании — глава фонда «Общественное мнение» известный социолог Александр Ослон. Он, слава богу, о метаразуме не говорит.

До прихода инвесторов компания полтора года развивалась на деньги учредителей, сейчас в Witology работает около 10 штатных сотрудников, с привлеченными программистами — 30 человек.

На поверку метаразум оказался онлайн-сервисом для анализа форумов сотрудников компаний и извлечения из их дискуссий новых идей. Причем система работает только для крупных компаний, где в форуме может участвовать много сотрудников.

Президент Witology Александр Малюков так объясняет, зачем нужна его система: «Допустим, у вас есть 30 тысяч отделений, из них 100 весьма успешны, и вы хотели бы масштабировать успех. Но как это сделать, непонятно. Вы начинаете тасовать персонал, нанимать дорогих консультантов, закрывать некоторые неуспешные отделения и так далее. Ничего не получается». Witology предлагает воспользоваться умом собственных сотрудников. Перед сотрудниками ставится задача, она бьется на подзадачи — и во внутренней сети начинается дискуссия. Ноу-хау Witology, по словам Малюкова, состоит в том, как вести эту дискуссию (для этого в компании будет еще штат специально обученных фасилитаторов) и как извлечь из этой дискуссии правильное решение.

Кроме того, Witology предлагает сотрудникам фактически попробовать себя в другой должности, система следит за действиями людей в сети, выбирает наиболее толковых и дает им шанс сделать прыжок по карьерной лестнице.

Александр Малюков утверждает, что современные таск-менеджеры и другие программные продукты по управлению знаниями не могут сделать того, на что будет способна Witology. На вопрос «Эксперта», применяет ли Witology лингвистический анализ, Малюков ответил уклончиво. Его система анализирует поведение людей (сколько времени они проводят во внутренней сети, с кем спорят, что постят и т. д.) Причем, как выяснилось, собственных технологий у Witology нет, компания применяет уже известные методики обработки данных. Разработчики обещают доделать продукт к июлю, бета-версия доступна уже сейчас. Первое испытание Witology пройдет внутри группы «Онэксим» Михаила Прохорова.