Черная Ева, человек-молот и сбившийся с пути ткач ковров

Книги
Москва, 21.02.2011
«Эксперт» №7 (741)
Книга «Библия: легенды и факты», сопоставляя, что в священных текстах вымысел, а что правда, старается оставаться в рамках политкорректности. Это не снимает вечного вопроса о взаимоотношении знания и веры

В предисловии к русскому изданию вышедшей в издательстве «Ридерз Дайджест» книги профессор Николай Шабуров напоминает, что Библия — священное писание иудеев и христиан. Но это еще и эпос, отражающий события древнейшей истории так, как они запечатлелись в народной памяти. Это пример правовой культуры и социального законодательства. Это моральные поучения. Это любовная лирика. Это повести о людях, их взаимоотношениях между собой и Богом. Сегодня, в век тотального нигилизма, предпринимается множество попыток либо сделать великую книгу источником всей правды, либо, напротив, уличить ее в отсутствие правды как таковой.

Авторы не профессиональные исследователи Священного Писания. Однако они веротерпимы и хорошо знакомы с последними достижениями библейской науки и археологии. Темы книги по порядку посвящены образу Бога в Библии, мифу об Адаме и Еве, сказанию о потопе, Моисею и исходу из Египта, правлению царей Давида и Соломона, влиянию на Библию культуры Двуречья, Иуде Маккавею, деяниям Иисуса Христа и Иоанна Крестителя, учению и подвижнической деятельности апостола Павла. И в каждой главе предания сопоставляются с историческими событиями.

Например, после расшифровки текстов из древнего города Угарит, найденного в Сирии французскими археологами в 1929 году, выяснилось, что в пантеоне Угарита был бог Эль, длиннобородый отец других богов. Эль и в форме множественного числа Элохим — имена Бога, запечатленные и в Священном Писании. В этом отношении первый греческий перевод Библии Септуагинта — «Перевод семидесяти толковников», выполненный III–II вв. до н. э. (в Русской православной церкви Septuaginta считается одним из наиболее авторитетных переводов), по мнению современных исследователей, содержит куда больше следов древнейшего многобожия, чем еврейская Библия, которая позже не раз перерабатывалась. И даже известную фразу из Второзакония, считают ученые, можно толковать так: Эль поделил мир и его народы между своими сыновьями, и один из них, Яхве, получил во владение Израиль. Редакторы-монотеисты же впоследствии устранили прежние упоминания об отце Эле и сыне Яхве и объединили их в одно целое. Есть мнение, что Яхве сначала был у евреев богом войны. Это, кстати, могло бы объяснить и те места в Ветхом Завете, где фигурирует гневный, кровожадный Бог, грозящий уничтожить не только врагов своего народа, но и собственных детей.

В истории о сотворении человека всем, кто читал Библию, знакомы две версии: в первой главе Книги Бытия Бог одновременно сотворил мужчину и женщину, а во второй главе сначала вылепил из земного праха Адама, а потом из его ребра создал Еву. Объяснения такой нестыковки нет, но существует гипотеза, что вторая версия добавлена в Библию позже, а истоки ее можно проследить в греческой мифологии (отец первого человека титан Прометей вылепил своего сына Девкалиона из глины). В иудаистической традиции у Адама было две жены. Первую, по имени Лилит, Бог, как и Адама, сотворил из глины, но муж не пожелал признать ее равной себе, и оскорбленная Лилит

У партнеров

    «Эксперт»
    №7 (741) 21 февраля 2011
    Инфляция
    Содержание:
    Не навреди!

    ЦБ стоит смириться с инфляцией в 7–9% годовых и не форсировать меры по ужесточению денежно-кредитной политики. Более жесткие цели по инфляции могут затормозить и без того не слишком резвое восстановление внутреннего спроса

    Экономика и финансы
    На улице Правды
    Реклама