Между революций

Культура
Москва, 21.02.2011
«Эксперт» №7 (741)
Балетная труппа Opera National de Paris выступила в Москве. Почти 20 лет спустя

Фото: ИТАР-ТАСС

Всю неделю, когда Opera National de Paris показывала свои спектакли в Москве, зал Новой сцены Большого театра был заполнен до лестниц на первом ярусе. Увидеть событие своими глазами пришли профессионалы и балетоманы, светские тусовщики и случайная публика.

Можно заранее гарантировать, что какие бы еще премьеры, гастроли, фестивали и концерты ни приготовил этот год, выступления парижан останутся гвоздем московского сезона. И не только потому, что французов пришлось ждать 20 лет. Ажиотаж, сопровождавший гастроли, напоминал встречу любимого кузена, навестившего родственников, которого рассматривают с заинтересованностью и ревностью, оценивая его успехи и соизмеряя их с собственными достижениями. Что неудивительно: с каким бы обожанием ни встречали некогда в Москве баланчинский New York City Ballet или Королевский балет Великобритании, только Opera National de Paris воспринимается у нас по-родственному. Сколько бы ни прошло столетий, каких бы новых побед ни добился русский балет, он всегда будет чувствовать себя младшим братом французского. Братом самостоятельным, своевольным и своенравным, но где-то в глубине души испытывающим вечное почтение перед старшим, ведь именно во Францию уходят корни русского балета.

Поход на спектакли парижской Opera можно считать необходимостью для любого, кто хочет понять, что такое балет. И особенно — русский балет. Opera National de Paris — самая старая балетная труппа мира, чьей первой звездой, лишь с самой легкой натяжкой, можно считать короля Людовика XIV. Эта компания с конца XVIII века, после угасания энергии миланского «Ла Скала», почти век не знала соперничества в формировании международных балетных стандартов, традиций и вкусов. Это из нее откачивали кадры еще для обучения танцам русских крепостных девок, а потом переманивали за бешеные деньги в Петербург и Москву хореографов и их вдохновительниц — великих балерин. Из репертуара Opera переместились к нам хиты XIX века: «Жизель», «Сильфида», «Корсар», «Эсмеральда», «Тщетная предосторожность», «Дочь фараона». Даже Мариус Петипа, гений русского балета, оказался в России лишь потому, что был обойден и не смог добиться парижского контракта. Прошло несколько десятилетий, прежде чем он перестал насаждать в Петербурге и Москве парижские вкусы и создал оригинальные «Баядерку», «Спящую красавицу», «Раймонду».

Но пуповина русских и французских балетных связей не оборвалась даже в ХХ веке: сто лет назад дягилевские «Русские сезоны» вернули Франции забытую на родине «Жизель», а вместе с ней — фанатичный интерес к хореографии. После смерти Дягилева труппу парижской Opera возглавил последний премьер его труппы Сергей Лифарь, а кадры для нее ковали бывшие балерины русских императорских театров. Последнюю невероятную ломку — и выдающийся взлет — Opera National de Paris тоже пережила под руководством нашего соотечественника Рудольфа Нуреева. За десяток лет во главе труппы он до основания перепахал ее репертуар, включив в него практически все русские классические балеты, а для их

У партнеров

    «Эксперт»
    №7 (741) 21 февраля 2011
    Инфляция
    Содержание:
    Не навреди!

    ЦБ стоит смириться с инфляцией в 7–9% годовых и не форсировать меры по ужесточению денежно-кредитной политики. Более жесткие цели по инфляции могут затормозить и без того не слишком резвое восстановление внутреннего спроса

    Экономика и финансы
    На улице Правды
    Реклама