Игра на вылет

Русский бизнес
Москва, 28.02.2011
Сразу три компании приступили к созданию новых магистральных самолетов, способных конкурировать с Airbus и Boeing. Гранды мирового авиастроения в ответ резко увеличили выпуск существующих моделей и тоже начали разработку новых. При таком раскладе производственные программы некоторых новичков могут оказаться на грани краха

Фото: ИТАР-ТАСС

Корпорация «Иркут» подписала с Минпромторгом государственный контракт стоимостью 24,11 млрд рублей на выполнение первого этапа опытно-конструкторских работ по созданию семейства новых пассажирских магистральных самолетов МС-21. Это семейство будет состоять из трех узкофюзеляжных авиалайнеров, рассчитанных на перевозку 150, 181 и 212 пассажиров соответственно (в одноклассной компоновке салона) на расстояние до 5,5 тыс. километров.

По словам первого вице-президента «Иркута» Владимира Чирикова, общая стоимость программы МС-21 оценивается в 190 млрд рублей. Примерно 100 млрд государство выделит в рамках соответствующей ФЦП, а оставшиеся средства «Иркут» должен привлечь самостоятельно. И хотя иркутская корпорация перегружена долгами (они превышают 1,3 млрд долларов при выручке 1,78 млрд), никаких проблем с финансированием проекта МС-21 у нее возникнуть не должно. «Основным кредитором будет Сбербанк. Это наш стратегический партнер, у него мы и планируем привлекать долгосрочные кредиты», — сообщил Чириков.

Новый самолет планируется создавать в самой широкой международной кооперации. Уже известно, что двигатели для него будет делать Pratt & Whitney, авионику — Rockwell Collins, систему управления — Goodrich, а вспомогательную силовую установку и электрические системы — Hamilton Sundstrand.

Главенство западных компаний в пуле поставщиков основных систем нового самолета объясняется предельно просто. МС-21 должен быть сертифицирован по европейским и американским стандартам, а значит, соответствующие сертификаты надлежит иметь и всем производителям компонентов. Большинство российских предприятий, выпускающих авиационные системы, такими сертификатами похвастаться не могут, поэтому в лучшем случае им предстоит выступать в проекте на вторых ролях. Например, «Туполев» будет выпускать для МС-21 двери, «Гидромаш» — шасси, а ПО «Наука» при участии Hamilton Sundstrand — системы кондиционирования.

Единственная система первого уровня, производство которой доверено компании из России, — это двигатель. Наряду с силовой установкой Pratt & Whitney на МС-21 предполагается устанавливать и двигатели ПД-14, разработкой которых занимаются Пермский моторный завод и КБ «Авиадвигатель». На создание этого агрегата российские власти намерены выделить почти 70 млрд рублей. Но даже в случае успеха этой программы отечественные двигатели будут устанавливаться, судя по всему, только на самолеты, предназначенные для эксплуатации в СНГ. Это дал понять вице-президент иркутской корпорации Кирилл Будаев. Он прямо заявил, что «взгляды “Иркута” сфокусированы на использовании двигателей Pratt & Whitney». Что же касается передового отечественного двигателя, то, чтобы получить путевку на мировой рынок он, по словам Будаева, должен соответствовать по характеристикам американскому конкуренту или превосходить его. Но пермские конструкторы об этом пока могут только мечтать. Как утверждает вице-президент Pratt & Whitney Роберт Сайя, новые двигатели его корпорации семейства PurePower PW

У партнеров

    «Эксперт»
    №8 (742) 28 февраля 2011
    Хаос в арабском мире
    Содержание:
    Ливийский Рубикон

    До ливийских беспорядков еще были шансы на то, что революции в арабском мире пройдут в мягкой форме. Теперь же стало очевидно: хаос практически неизбежен

    Международный бизнес
    Экономика и финансы
    Индикаторы
    На улице Правды
    Реклама