Нестандартный закон

Чтобы широкое обсуждение нового закона об образовании стало по-настоящему продуктивным, надо поменять процедуру этого обсуждения

Фото: picvario.com/Russian Look

Дабы оценить, насколько ситуация, сложившаяся вокруг готовящегося к принятию закона об образовании, нестандартна, следует припомнить, как выглядело стандартное течение событий. За последние лет пять появилось множество новых дополнений к принятому еще в 1992 году Закону об образовании, узаконивающих «модернизационные» предложения Министерства образования и науки. Наиболее громкие из этих инициатив — введение ЕГЭ, двухуровневой системы высшего образования, закон «Бэу-Кау-Ау» (о бюджетных, казенных и автономных учреждениях).

Все дополнения проходили по хорошо отработанной схеме. Публикация очередного проекта вызывала резкую критику со стороны профессиональных сообществ. В соответствии с пожеланиями трудящихся вносились косметические поправки, после чего проект запускался в Госдуму. Разумеется, единая фракция партии «Единая Россия» выстраивалась в Охотном ряду охотно в ряд, и проект проходил успешное голосование, несмотря на многочисленные протесты.

Принятые поправки имели общее название «О внесении изменений в Закон об образовании в связи с тем-то и тем-то». Понять существо дела из текстов типа «предложение 7 статьи 15 следует читать…» было крайне трудно. В результате людей, свободно ориентирующихся в сто раз правленном действующем законе, почти не осталось, а противоречий — как внутри закона, так и в связях его с другими законодательными актами — накопилось слишком много. Поэтому разработка нового закона об образовании — дело совершенно необходимое.

Необычность сегодняшней ситуации по сравнению с описанной выше стандартной схемой обусловлена несколькими событиями. Первое событие — предложение президента Дмитрия Медведева по проведению широких дискуссий о законах и проектах, представляющих большую социальную значимость. Хотя порядок организации подобных дискуссий обнародован только в феврале, но за два месяца (с 1 декабря по 1 февраля) к тексту проекта получено около 11 тысяч предложений. Естественно, потребуется некоторое время для доработки.

(Опубликованную процедуру дискуссий, на мой взгляд, следовало бы дополнить следующим образом. При слушании законов, затрагивающих интересы большой части общества, запрещается согласованное голосование фракций. Иными словами, как и при голосовании по вопросу о Брестском мире, предусматривается персональная ответственность. Результаты голосования с указанием фамилий депутатов публикуются сразу после принятия или отклонения закона. По моему убеждению, повышение личной ответственности депутата будет способствовать повышению качества законов: все-таки национальные интересы выше партийных.)

Событие второе — публикация проекта стандарта для старшей школы, вызвавшего беспрецедентно массовые и резкие протесты. Становится очевидно, что переработать в обозримые сроки крайне неудачный текст не получится, а административного ресурса, который до поры до времени позволял полностью игнорировать общественное мнение, уже недостаточно. В результате лоббисты и разработчики закона попадают в довольно сложное положение. Дело в том

У партнеров

    «Эксперт»
    №8 (742) 28 февраля 2011
    Хаос в арабском мире
    Содержание:
    Ливийский Рубикон

    До ливийских беспорядков еще были шансы на то, что революции в арабском мире пройдут в мягкой форме. Теперь же стало очевидно: хаос практически неизбежен

    Международный бизнес
    Экономика и финансы
    Индикаторы
    На улице Правды
    Реклама