По-испански говоря

Культура
Москва, 28.02.2011
«Эксперт» №8 (742)
В испанской столице прошла тридцатая ярмарка современного искусства ARCO, специальным гостем которой стала Россия

Фото: Олег Краснов

Мадридская ARCO, одна из старейших ярмарок в Европе (по возрасту она уступает лишь швейцарской «Арт-Базель», парижской FIAC и немецкой «Арт-Кельн»), в середине февраля традиционно открывает мировой сезон торговли современным искусством. Здесь по-прежнему не встретить американских или английских гигантов рынка, но все чаще появляются крупные европейские галереи, выставляющие как известные, так и новые имена. Юбилейный смотр прошел под руководством нового директора, который после нескольких неудачных кризисных лет взял курс на развитие от количественного фактора к качественному.

Новая политика

В 2011 году ARCO кардинально изменила формат. Количество участников сократили почти на треть. Вместо трехсот обычных экспонентов, в число которых прежнее руководство допускало и неформатные галереи, в нынешней ярмарке участвовало около двухсот из тридцати стран мира. Не стали растягивать и пространство смотра — все галереи компактно разместили в двух и без того огромных павильонах выставочного центра (ранее их было три). Кроме того, последствия кризиса заставили организаторов пересмотреть и контентную политику: вместо бессмысленной затеи конкурировать с дорогущей «Арт-Базель», с ее миллионными продажами, испанцы взялись переориентировать ярмарку на молодое искусство, которое, как правило, держится в низшем и среднем ценовом диапазоне. Об этом заявил, в частности, Карлос Уррос — генеральный директор ARCO и ее новое «лицо», необычайно энергичный и амбициозный человек, который, как кажется, присутствует везде и сразу и персонально знаком со всеми гостями и участниками — от галеристов, художников, кураторов и армии приглашенных со всего света коллекционеров до каждого журналиста из международного пула. Именно ему пришла в голову возрожденческая идея «омоложения» ярмарки за счет ротации небольших и недорогих (до 30 тыс. евро) произведений. Причем нынешний испанский вариант arte povera здесь собираются продвигать не только в привычном ранее местном и латиноамериканском масштабе, но и активно сотрудничать с перспективными художниками из других стран.

Стоит отметить, что такое коммерческое предприятие, как ярмарка современного искусства, в числе прочего входит в Испании в интересы культурной политики и активно поддерживается на государственном уровне. Это чувствуется и в организации мероприятий, и в привлечении международной общественности, и в рекламных кампаниях: едва ли не каждый столб в Мадриде рассказывает, где и когда проходит ARCO, а открытие проводит Его Высочество принц Астурийский.

Испанское качество

В этом сезоне на ярмарке все-таки доминировали местные галереи, выставлявшие испанское и португальское искусство вполне достойного качества. Бесспорный плюс — новизна идей, экспрессивность и приемлемая цена, гораздо меньшая, чем просят галеристы, к примеру, за уже более или менее раскрученных немецких и британских художников. С «испанским следом» выступали даже заезжие европейские галереи. Так, крупная лондонская Marlboro Gallery на своем стенде устроила огромн

У партнеров

    «Эксперт»
    №8 (742) 28 февраля 2011
    Хаос в арабском мире
    Содержание:
    Ливийский Рубикон

    До ливийских беспорядков еще были шансы на то, что революции в арабском мире пройдут в мягкой форме. Теперь же стало очевидно: хаос практически неизбежен

    Международный бизнес
    Экономика и финансы
    Индикаторы
    На улице Правды
    Реклама