Развод на Судный день

Культура
Москва, 28.02.2011
«Эксперт» №8 (742)
61-й Берлинский кинофестиваль был посвящен концу света и распаду семьи

Фото: Архив пресс-службы

Хотя к жюри 61-го Берлинале с прекрасной Изабеллой Росселлини во главе набралось немало претензий, в главном сошлись все: две самые яркие конкурсные картины получили самые важные призы. «Золотой медведь» отошел психологической драме иранца Асгара Фархади «Надер и Симин разводятся», Гран-при — эпической саге венгра Белы Тарра «Туринская лошадь». Еще иранцам достался приз Экуменического жюри и два «Серебряных медведя» за актерские работы (наградили не отдельных артистов, а весь актерский ансамбль — заслуженно), а Тарру — приз жюри критиков ФИПРЕССИ.

В фильмах Тарра и Фархади жюри отметило две важнейшие тенденции, вскрытые берлинской программой, два тесно связанных фестивальных лейтмотива. Один посвящен коллапсу микрокосма, второй — макрокосма, один — распаду семьи, второй — концу мироздания.

«Надер и Симин разводятся» — рассказ о супружеской паре, которая вынуждена расстаться из-за намерения жены эмигрировать и увезти с собой в лучший мир старшеклассницу-дочь, в то время как муж не может оставить в Иране старика-отца, пораженного болезнью Альцгеймера. Исходные обстоятельства превращаются в конфликт, достойный триллера, когда пожилой больной чуть не погибает из-за нерадивости сиделки, а та попадает в больницу с выкидышем: две семьи — два мировоззрения, две морали, две культуры — сходятся со взаимными исками в кабинете судьи, которому предстоит найти истину. Хотя однозначной истины в такой ситуации нет и быть не может — как и в ситуации развода, когда каждая из конфликтующих сторон настаивает на собственной правде.

Этот фильм вряд ли поразит зрителя, хорошо знакомого с современным иранским кинематографом, но на неофита (каковыми, вполне вероятно, были члены жюри) произведет большое впечатление: ведь реалии вполне экзотического мира показаны тут с европейской элегантностью, а психологическая правда характеров и отменная игра актеров превращает просмотр в весьма увлекательный процесс. Если в своей предыдущей картине «Об Элли» Фархади предлагал иранскую версию «Приключения» Антониони, то здесь он обращается к традиции моральных притч Кеслевского, заодно не забывая о славных достижениях американского детективного кино. Очевидно, доходчивость и внятность вкупе с кинематографической культурой привели Фархади к успеху.

Была и еще одна причина. Берлинале проходил под флагом Джафара Панахи — выдающегося иранского режиссера, обвиненного по политической статье и посаженного в тюрьму на шесть лет с последующим многолетним запретом на профессиональную деятельность и выезд за границу. Фархади, как давний товарищ и сторонник опального коллеги, удостоился повышенного внимания — и это тоже помогло картине (куда менее радикальной, чем лучшие работы Панахи) победить. Хотя тема развода, возможно, была фактором более существенным. Ведь в Берлине сошлось фильмов семь-восемь, в которых публике были явлены все разновидности этого феномена. Это и тихая, похоронно-умиротворенная лента корейца Ли Юн-Ки «Приди, дождь, и сияй», и кокетливо-пустяшное «Будущее» королевы американс

Как не рассыпать мусор по дороге
Возможности для построения эффективной системы обращения с отходами в стране есть. Но нам придется преодолеть давление групп лоббистов, преследующих противоположные цели, снять растущие протестные настроения в обществе и выстроить на всех уровнях четкое понимание, куда и как мы идем
В ожидании вала банкротств
Банкротства девелоперов и обманутые дольщики еще не один год будут определять повестку дня рынка жилищного строительства. После запрета долевого строительства проблем станет еще больше
Очень, очень плохой банк
ЦБ собрал все токсичные активы из «Открытия», Промсвязьбанка и Бинбанка в одном месте и рассчитывает избавиться от них за пять лет. Однако качество активов таково, что их придется либо продавать буквально за бесценок, либо списывать

У партнеров

    «Эксперт»
    №8 (742) 28 февраля 2011
    Хаос в арабском мире
    Содержание:
    Ливийский Рубикон

    До ливийских беспорядков еще были шансы на то, что революции в арабском мире пройдут в мягкой форме. Теперь же стало очевидно: хаос практически неизбежен

    Международный бизнес
    Экономика и финансы
    Индикаторы
    На улице Правды
    Реклама