С айпада в твиттер отправлял

Международный бизнес
Москва, 28.02.2011
«Эксперт» №8 (742)
Социальные сети и смартфоны взорвали трафик мобильного интернета. Но хорошо заработать на этом операторы не сумели. На Мировом мобильном конгрессе они искали новые методы монетизации

Фото: AP

Выставочный комплекс Fira почти в центре Барселоны, тысячи людей в строгих костюмах и с бейджами, озабоченные проблемами телекоммуникационный отрасли. Эту стандартную для середины февраля — традиционное время проведения Mobile World Congress — картину на сей раз нарушали почти по-клоунски одетые люди с загримированными лицами. Они пристраивались за тем или иным участником и неотрывно следовали за ним, иллюстрируя таким образом новый термин интернет-мира — following, или, говоря на современном русском жаргоне, фолловить, то есть подписаться в твиттере и читать сообщения определенного человека. Этот флешмоб демонстрировал важный новый тренд мобильной индустрии: социальные сети за последний год стали главным приложением для смартфонов. Killer application («убойное приложение»), которое операторы искали почти десять лет, с момента запуска сетей третьего поколения, наконец-то найдено. Только операторы от этого не выиграли — никаких особых доходов новое увлечение человечества им не принесло.

Трафик есть, а денег нет

За прошлый год продажи смартфонов выросли на 72%, в четвертом квартале они обогнали по продажам ПК. По данным Comscore на сентябрь 2010 года, 978 млн человек в мире посещали социальные сети, это на 22% больше, чем год назад. А смартфонов в руках населения сейчас около 400 миллионов. Рост популярности социальных сетей и рост продаж смартфонов в мире совпали. И они нашли друг друга. Сейчас, по словам главного исполнительного директора Twitter Дика Костоло, 40% твитов посылаются со смартфонов. У Facebook число мобильных пользователей увеличилось за год с 50 млн до 200 млн (данные KPCB). По данным исследования Nielsen, Facebook стал самым популярным приложением на трех из четырех платформ для смартфонов в США, в эту социальную сеть со своих устройств заходит 45–50% пользователей iPhone, Android, Blackberry и 32% пользователей Windows Mobile.

Но не все так хорошо в этом мире. Дик Костоло жаловался, что на разных платформах его Twitter имеет разные интерфейсы, и призвал производителей устройств лучше интегрировать его суперсервис. Ответ индустрии последовал незамедлительно. Правда, не Дику Костоло, а Марку Цукербергу, основателю Facebook. Тайваньский производитель смартфонов HTC выпустил модель со специальной кнопкой для моментального входа в Facebook. А сразу после выставки компания Research in Motoin (RIM, производитель смартфонов Blackberry) отрапортовала о новой удобной версии Twitter для своих устройств. Производители смартфонов и приложений правильно поняли тренд: на сегодня социальные сети наряду с картами, прогнозами погоды и музыкой — главные сервисы, именно то, ради чего люди покупают их устройства (см. график 2). Вот и придумывают, как сделать так, чтобы пользоваться ими стало еще удобнее, чтобы работали они еще быстрее.

Только операторам от этого никакой особой выгоды нет. Сначала, развернув борьбу за пользователей мобильного интернета, они установили безлимитные тарифы. Теперь всевозрастающий трафик «сажает» сети, новейшая история уж

У партнеров

    «Эксперт»
    №8 (742) 28 февраля 2011
    Хаос в арабском мире
    Содержание:
    Ливийский Рубикон

    До ливийских беспорядков еще были шансы на то, что революции в арабском мире пройдут в мягкой форме. Теперь же стало очевидно: хаос практически неизбежен

    Международный бизнес
    Экономика и финансы
    Индикаторы
    На улице Правды
    Реклама