Собака пока на сене

Наука и технологии С точки зрения модной концепции открытых инноваций корпорация, традиционно ведущая собственные НИОКР в закрытом режиме, безнадежно отстала от времени. Однако примеров массового успеха открытой модели за пределами высокотехнологичных отраслей пока немного
Рисунок: Константин Батынков

В последние годы в современной экономической теории стремительно растет популярность новой бизнес-стратегии, в основе которой лежит концепция «открытых инноваций» (ОИ). Причем о самом ее существовании стало известно совсем недавно — после того как в 2003 году профессор Калифорнийского университета в Беркли Генри Чесбро опубликовал книгу «Open Innovation: The New Imperative for Creating and Profiting from Technology» (в несколько усеченном русском переводе она стала называться «Открытые инновации. Создание прибыльных технологий»).

Спустя три года после шумного успеха своей первой работы Чесбро выпустил ее «сиквел» — «Открытые бизнес-модели. Как преуспеть в новых инновационных условиях». В этой книге он уделил куда большее внимание практическим аспектам реализации стратегии открытых инноваций, в частности проблемам управления интеллектуальной собственностью (ИС) и формированию так называемых вторичных рынков инноваций (рынков сделок с ИС).

Генри Чесбро, в настоящее время занимающий должность исполнительного директора Центра открытых инноваций школы бизнеса им. Уолтера Хааса Калифорнийского университета, — ведущий теоретик этого молодого исследовательского направления в сфере инновационного менеджмента, которое менее чем за десять лет с момента своего возникновения уже практически перешло из разряда полумаргинальных в мейнстримовское. Разработанная Чесбро и его единомышленниками модель организации инноваций претендует на то, чтобы стать в скором времени базовой парадигмой промышленных инноваций в целом. В России элементы открытых инноваций уже присутствуют как в практике отдельных компаний, так и в государственных инициативах; например, идеологией ОИ в той или иной степени вдохновлены 218-е и 219-е постановления правительства, стимулирующие развитие инновационной инфраструктуры университетов и их взаимодействие с компаниями. Не менее любопытно, что черты ОИ присутствуют и в инновационных стратегиях госкорпораций. В рамках «открытой» идеологии работает и такой популярный ныне у российской власти инструмент, как технологические платформы. Все это заставляет нас присмотреться к этому феномену повнимательнее.

Инновационный антидот от Чесбро

Согласно традиционной «закрытой» модели НИОКР, на протяжении многих лет лежавшей в основе корпоративных бизнес-стратегий, вся цепочка создания стоимости реализовывалась внутри фирмы — начиная с этапа создания новой идеи или продукта вплоть до их конечного вывода на целевые рынки и последующего послепродажного обслуживания. Соответственно, все внутрифирменные лабораторные разработки держались в строжайшем секрете, а внешние источники новых идей и технологий, как правило, воспринимались как подозрительные и ненадежные.

Однако к концу ХХ века эта консервативная бизнес-модель в значительной степени девальвировалась. В частности, существенно выросли средние затраты на новые технологические разработки и одновременно происходило быстрое укорачивание циклов жизни инновационных продуктов. Из-за этого окно рыночных возможносте

Рыночная стоимость компаний, отпочковавшихся от Xerox PARC по сравнению с Xerox
Закрытые инновации
Открытые инновации