Интернет-банкинг: борьба за пользователя

Рейтинг
В борьбу за активных интернет-клиентов — физических лиц уже включилось более сотни систем онлайн-банкинга. Но только единицы способны выдержать эту конкуренцию

Еще недавно системы интернет-банкинга были экзотикой, доступной лишь немногим, да и в работе они были весьма неудобными. Сегодня число пользователей интернет-банкинга растет на 40–60% в год, и наиболее продвинутые системы позволяют совершать практически все необходимые банковские операции через сеть. Для оплаты услуг не нужно заполнять реквизиты организаций, достаточно найти знакомое название или даже логотип. А по безопасности платеж через онлайн-сервис не уступает походу в офис и использованию банкомата или терминала.

Одновременно с ростом количества пользователей повышаются и их требования к уровню сервиса. И здесь банкам важно сыграть на опережение, чтобы потеснить на рынке моментальных платежей и своих коллег, и платежные терминалы.

Все в сеть

Сегодня, когда из модной дополнительной услуги интернет-банкинг превращается в неотъемлемый элемент продуктового ряда любого розничного банка (как когда-то банковские карты), его функциональное наполнение вызывает все больший интерес у клиентов.

Конечно, пока счета большинства розничных клиентов открыты в рамках зарплатных проектов. Но благодаря активности крупных розничных банков («Ренессанс Кредит», «Хоум Кредит», ДжиИ Мани Банк и др.) и развитию платежных сервисов зарплатные проекты постепенно перестают быть определяющим фактором в конкурентной борьбе за частного клиента. Уже сейчас, по опросам Profi Online Research, более 15% респондентов считают наличие и качество интернет-банкинга важным условием при выборе банка.

Внедрение, поддержка и модернизация полноценной системы интернет-банкинга своими силами — недешевое удовольствие. Означает ли это, что клиент может получить лучший онлайн-сервис только в крупном банке? Проведенное агентством «Эксперт РА» исследование систем интернет-банкинга показало, что это не так. Не входящие в топ-100 по активам банки (например, Океан-банк, СКБ-банк, Балтийский банк развития) занимают высокие места в рейтинге функциональности интернет-банкинга, зачастую уверенно опережая своих более именитых конкурентов.

Наше исследование показало, что на рынке сформировались два подхода к предоставлению услуг интернет-банкинга: создавать и развивать за свой счет «локальную» систему интернет-банкинга либо вступить в мультибанковскую систему в качестве партнера и участника. Сегодня таких систем на рынке две — HandyBank и Faktura.ru (интервью с их представителями приведено на с. 80), и обе заняли достойные места в итоговом рейтинге.

Есть над чем работать

Лидерство в рейтинге системы HandyBank — результат сочетания широкого набора реализованных в ней платежных возможностей, большого количества получателей платежей (мерчантов), а также ряда уникальных преимуществ вроде полного оформления авиабилетов (выбор, бронирование, оплата и получение) и страхования рисков потерь клиентов от компьютерных преступлений.

Системам интернет-банкинга ряда крупных банков не позволило вступить в борьбу за первые три места в рейтинге отсутствие возможности автоматических платежей, мгновенного перевода на к