Связались с картами

Русский бизнес
Москва, 07.03.2011
«Эксперт» №9 (743)
Система «Яндекс.Деньги» начала принимать интернет-платежи по банковским картам без комиссии. Компания стремится стать лидером на рынке с потенциально большей емкостью, чем сегмент электронных кошельков

Иллюстрация: Эксперт Online

«Идеальный платеж должен быть бесшовным, бесплатным и безналичным», — заявила Евгения Завалишина, генеральный директор «Яндекс.Денег» на презентации новой услуги компании. Речь идет о привязке карт Visa и MasterCard российских банков к счету электронного кошелька «Яндекс.Деньги», благодаря чему пользователи смогут оплачивать связь, интернет, покупки в магазинах — партнерах «Яндекса» (всего их около трех тысяч, но пока в программе участвуют не все), не пополняя кошелек каждый раз — деньги автоматически будут переводиться с банковской карты на счет пользователя в «Яндекс.Деньгах» и оттуда поступать в интернет-магазин.

Сама по себе услуга новаторской не является: «Qiwi Кошелек» ввел похожий сервис полгода назад. Однако за операцию Qiwi берет 2,25% (исключения: для карт Альфа-банка — 1%, для Райффайзенбанка комиссии нет). «Яндекс.Деньги» предложили своим пользователям выполнять транзакции без комиссии.

Рынок воспринял новый проект не без скептицизма. «Другие так не делают, потому что не хотят работать на грани рентабельности. Эквайринг — обслуживание банковских карт — стоит не менее 2,3–2,5 процента, что близко к среднему вознаграждению, которое платежные системы получают от поставщиков товаров и услуг. Работать в ноль или в минус можно, но недолго», — уверен Борис Ким, председатель комитета по платежным системам и банковским инструментам Национальной ассоциации участников электронной торговли (НАУЭТ). «Мы набрали критическую массу пользователей (7,5 млн кошельков. — Эксперт”), которая позволяет работать на минимальной марже», — парируют «Яндекс.Деньги». В дальнейшем компания сможет экономить на эквайринге, расширив сеть банков-партнеров (сейчас эквайринг осуществляет Райффайзенбанк).

В Qiwi согласны, что снижение комиссии возможно при увеличении оборотов. Но как раз с этим, по мнению Бориса Кима, могут возникнуть сложности: 96 процентов розничных платежей, по данным Банка России, совершается наличными». В «Яндекс.Деньгах» неактивность интернет-пользователей, напротив, считают самым серьезным аргументом для введения новой услуги. «В России практически каждый имеет банковскую карту — их эмитировано около 130 миллионов. Но изменилось ли наше платежное поведение?» — задается вопросом Евгения Завалишина. 89% операций с банковскими картами, по данным Банка России, приходится на снятие наличных, и только оставшиеся 11% — на платежи, причем эта доля практически не изменилась за десять лет. Из тех, кто делает покупки в интернете, банковскими картами расплачивается всего 20%, подсчитали в PricewaterhouseCoopers. Показательно, что достаточно велика доля тех, кто в принципе доверяет системе интернет-платежей, — практически половина (49%) участников опроса, но при этом 59% опрошенных платят наличными курьеру при доставке. Как показали опросы, проведенные PricewaterhouseCoopers, держатели карт зачастую просто отказываются от покупки в интернете из-за нежелания раскрывать свои персональные финансовые данные в сети (25% респондентов) и низкого уровня безопасности

У партнеров

    «Эксперт»
    №9 (743) 7 марта 2011
    Слияние бирж
    Содержание:
    Мечта о вертикальном элеваторе

    Крупнейшие мировые биржи захлестнула новая волна слияний. Биржам приходится конкурировать не только друг с другом, но и с новыми торговыми площадками, созданными банками

    Международный бизнес
    Экономика и финансы
    Реклама