Деньги пойдут за пациентом

Повестка дня
«Эксперт» №10 (744) 14 марта 2011
Деньги пойдут за пациентом

Минздрав утвердил новые правила обязательного медицинского страхования (ОМС), которые должны сделать их ориентированными на пациента. Страховые полисы нового образца начнут выдаваться с 1 мая этого года.

По словам министра здравоохранения и социальной защиты Татьяны Голиковой, ориентация на пациента станет возможной «благодаря одноканальному финансированию медицинских услуг». Ранее средства, выделяемые государством на ОМС, поступали и в Федеральный фонд ОМС (ФФОМС), и в территориальные фонды: медицинская помощь частично находилась в ведении муниципалитета, частично — в ведении региона. Эта раздробленность приводила к тому, что деньги зачастую не доходили до конкретного лечебного учреждения. От этого качество медпомощи снижалось, и лечебные учреждения вынуждены были переходить на платные услуги. Отныне все деньги будут аккумулированы в ФФОМС, а оттуда начнут поступать в региональные бюджеты. Кроме того, правила устанавливают единую ставку страховых взносов и единый минимальный размер платежа на неработающее население — до недавнего времени они разнились от региона к региону. Теперь медицинскую помощь в полном объеме смогут получать все категории россиян.

Новый порядок предполагает межтерриториальные расчеты между областными страховыми компаниями, то есть наши соотечественники смогут получить медицинскую помощь, даже если находятся далеко от места прописки. Помимо того, у них появляется возможность выбирать страховую организацию и медицинское учреждение. Ранее страховые компании выбирались регионами на тендерной основе, что позволяло чиновникам делать выбор по своему усмотрению. Сегодня страховщики будут вывешивать подробную информацию о лечебных учреждениях и качестве услуг, оказываемых в рамках территориальной программы ОМС. По словам председателя ФФОМС Андрея Юрина, «деньги, выделенные государством на медпомощь населению, будут идти вслед за пациентом».

Однако, несмотря на позитивные моменты, в новых правилах ОМС есть недоработки. Они связаны прежде всего с выбором пациентом страховой компании. «Мы должны говорить людям, что в таких-то лечебных учреждениях вам гарантирована помощь надлежащего качества. Но сами гарантий не имеем, поскольку нет механизма воздействия на медучреждение, нет системы штрафов. Без этого непонятно, как заработает новая система», — говорит Дмитрий Кузнецов, глава Межрегионального союза медицинских страховщиков. Не совсем ясен и механизм межтерриториальных расчетов. Пока нет типовых договоров между лечебными учреждениями. К тому же территориальные программы ОМС отличаются от региона к региону: в областях побогаче они и понасыщеннее. Выехав, например, на дачу в соседний регион, россиянин не всегда может быть уверен, что будет охвачен медуслугами в полном объеме.

Очевидно, что новые правила ОМС должны дорабатываться. И здесь их ждет судьба всех последних законодательных инициатив в области здравоохранения. Так, к принятому в октябре закону об обращении лекарственных средств до сих пор принимаются подзаконные акты. Закон об О