Настоящие мусора

Культура
«Эксперт» №10 (744) 14 марта 2011
На экраны выходит «Свалка» Люси Уокер — один из лучших документальных фильмов сезона
Настоящие мусора

Появление любой документальной картины в российском прокате — уже праздник. Ведь для того, чтобы попасть в наши кинотеатры, неигровое кино должно обладать не только незаурядными достоинствами, но и быть товаром, пригодным для потребления. Каковым, безусловно, является «Свалка» — фильм, получивший приз публики сперва на американском «Сандэнсе», потом в Берлине (где также был удостоен награды Amnesty International) и в довершение всего номинацию на «Оскара».

«Свалка» совмещает два весьма популярных в документалистике жанра — почтительно-созерцательный фильм о современном искусстве и правозащитное кино об отбросах общества (что предполагается уже заголовком). Гибрид довольно неожиданный, хотя предложенный не кинематографистами, а самой жизнью. Модный нью-йоркский художник Вик Мунис под прицелами камер возвращается на историческую родину, в Бразилию, чтобы воплотить необычный замысел. Он отправляется на самую большую свалку мира, поблизости от Рио-де-Жанейро, и знакомится там с катадорес — по сути, живущими на мусорной куче деклассированными элементами, которые зарабатывают на жизнь тяжелым и неблагодарным трудом: сортировкой отходов. Замысел Муниса формируется по мере погружения в непростую, но увлекательную жизнь мусорщиков. Он выбирает самых фактурных из них, чтобы сделать сначала фотопортреты, а затем превратить снимки в многофигурные монументальные полотна… созданные при помощи мусора.

Люди, занимающие низшую ступень в иерархии отнюдь не благополучного социума, становятся героями псевдо- и неоклассического искусства. Веселый бородач на глазах перевоплощается в умирающего Марата с полотна Давида, многодетная мама — в ренессансную Мадонну. А затем разыгрывается обожаемая Голливудом история Золушки, только не сфальсифицированная, а реальная: на престижном лондонском аукционе работы Муниса уходят с молотка за гигантские деньги, которые достаются натурщикам. Апофеоз — поход мусорщиков на вернисаж, где восхищенной публике предоставляется возможность сравнить копии с оригиналами.

Художественные достоинства полотен Муниса неочевидны и, наверное, могут быть оспорены искусствоведами. Однако так ли это важно, если нью-йоркскому бразильцу удалось материализовать извечную утопию — максимально приблизить контемпорари-арт к народу, соединив потребителя и прототипа. Плюс реально повлиять на судьбы униженных и оскорбленных, заставив уборщика мусора уронить абсолютно искреннюю слезу при виде картины на модном вернисаже. «Свалка» — единственная возможная антитеза едкому «Выходу через сувенирную лавку» Бэнкси, с которым лента соперничала на «Оскаре».

Правда, победил в этом состязании все равно третий участник, «Внутренняя работа» Чарльза Фергюссона — суховатый фильм о финансовом кризисе. Что ж, американская киноакадемия привычно предпочла публицистически-содержательное кино формальным экспериментам — и не обратила внимания на то, как органично форма и содержание сосуществуют в «Свалке»: портреты мусорщиков нарисованы мусором, а ритуальное возвеличивание людей труда