Настоящие мусора

Культура
Москва, 14.03.2011
«Эксперт» №10 (744)
На экраны выходит «Свалка» Люси Уокер — один из лучших документальных фильмов сезона

Фото: Архив пресс-службы

Появление любой документальной картины в российском прокате — уже праздник. Ведь для того, чтобы попасть в наши кинотеатры, неигровое кино должно обладать не только незаурядными достоинствами, но и быть товаром, пригодным для потребления. Каковым, безусловно, является «Свалка» — фильм, получивший приз публики сперва на американском «Сандэнсе», потом в Берлине (где также был удостоен награды Amnesty International) и в довершение всего номинацию на «Оскара».

«Свалка» совмещает два весьма популярных в документалистике жанра — почтительно-созерцательный фильм о современном искусстве и правозащитное кино об отбросах общества (что предполагается уже заголовком). Гибрид довольно неожиданный, хотя предложенный не кинематографистами, а самой жизнью. Модный нью-йоркский художник Вик Мунис под прицелами камер возвращается на историческую родину, в Бразилию, чтобы воплотить необычный замысел. Он отправляется на самую большую свалку мира, поблизости от Рио-де-Жанейро, и знакомится там с катадорес — по сути, живущими на мусорной куче деклассированными элементами, которые зарабатывают на жизнь тяжелым и неблагодарным трудом: сортировкой отходов. Замысел Муниса формируется по мере погружения в непростую, но увлекательную жизнь мусорщиков. Он выбирает самых фактурных из них, чтобы сделать сначала фотопортреты, а затем превратить снимки в многофигурные монументальные полотна… созданные при помощи мусора.

Люди, занимающие низшую ступень в иерархии отнюдь не благополучного социума, становятся героями псевдо- и неоклассического искусства. Веселый бородач на глазах перевоплощается в умирающего Марата с полотна Давида, многодетная мама — в ренессансную Мадонну. А затем разыгрывается обожаемая Голливудом история Золушки, только не сфальсифицированная, а реальная: на престижном лондонском аукционе работы Муниса уходят с молотка за гигантские деньги, которые достаются натурщикам. Апофеоз — поход мусорщиков на вернисаж, где восхищенной публике предоставляется возможность сравнить копии с оригиналами.

Художественные достоинства полотен Муниса неочевидны и, наверное, могут быть оспорены искусствоведами. Однако так ли это важно, если нью-йоркскому бразильцу удалось материализовать извечную утопию — максимально приблизить контемпорари-арт к народу, соединив потребителя и прототипа. Плюс реально повлиять на судьбы униженных и оскорбленных, заставив уборщика мусора уронить абсолютно искреннюю слезу при виде картины на модном вернисаже. «Свалка» — единственная возможная антитеза едкому «Выходу через сувенирную лавку» Бэнкси, с которым лента соперничала на «Оскаре».

Правда, победил в этом состязании все равно третий участник, «Внутренняя работа» Чарльза Фергюссона — суховатый фильм о финансовом кризисе. Что ж, американская киноакадемия привычно предпочла публицистически-содержательное кино формальным экспериментам — и не обратила внимания на то, как органично форма и содержание сосуществуют в «Свалке»: портреты мусорщиков нарисованы мусором, а ритуальное возвеличивание людей труда

Как не рассыпать мусор по дороге
Возможности для построения эффективной системы обращения с отходами в стране есть. Но нам придется преодолеть давление групп лоббистов, преследующих противоположные цели, снять растущие протестные настроения в обществе и выстроить на всех уровнях четкое понимание, куда и как мы идем
В ожидании вала банкротств
Банкротства девелоперов и обманутые дольщики еще не один год будут определять повестку дня рынка жилищного строительства. После запрета долевого строительства проблем станет еще больше
Очень, очень плохой банк
ЦБ собрал все токсичные активы из «Открытия», Промсвязьбанка и Бинбанка в одном месте и рассчитывает избавиться от них за пять лет. Однако качество активов таково, что их придется либо продавать буквально за бесценок, либо списывать

У партнеров

    «Эксперт»
    №10 (744) 14 марта 2011
    Инновации среднего бизнеса
    Содержание:
    Создатели будущего — газели с мозгом обезьяны

    Средний бизнес России — плодороднейшая почва для инноваций. Динамичные средние компании не только сами ведут научно-исследовательскую деятельность, но и являются интеграторами НИОКР отечественных и зарубежных игроков

    На улице Правды
    Реклама