Они уже здесь

Тема недели
«Эксперт» №10 (744) 14 марта 2011
Редакционная статья
Они уже здесь

Второй посткризисный год всегда проходит без особого оптимизма. Вроде и рост уже вполне ощутим, и безработица спала, инфляция опустилась, однако нет уверенности в завтрашнем дне и ощущения того, что мы начинаем жить уже в новом экономическом мире. Старые проблемы — недостаток длинных денег, низкая эффективность производства, высокие цены на электроэнергию — уже набили оскомину, а новых ясных идей как бы и нет. Модернизация, вброшенная в самом начале кризиса, не обретшая ясных материальных форм, кажется очередной дурацкой мечтой.

Одна из причин такой психоэкономической депрессии — отсутствие на экономической арене новых лиц. Если должны проходить изменения, то кто-то должен быть их агентами. А где они, эти люди? Исследование, которое мы провели в конце прошлого года по заказу РВК, неожиданно ярко сформировало для нас картину ожидаемого будущего. Мы в принципе можем сказать, что вероятность инновационного развития нашей страны в наступающем десятилетии уже очень велика, потому что мы воочию увидели агентов модернизации.

Надо отметить принципиальные отличия набора рождающихся героев новой волны. Если на выходе из кризиса 1998 года в пределах среднего бизнеса мы видели в основном представителей потребительского, розничного и банковского секторов — производитель конфет Коркунов, производитель одежды Sela, водка «Русский стандарт» и одноименный потреббанк, то сегодня это игроки не только и не столько других рынков, сколько других технологических уровней.

В лидеры новой волны записываются операторы «облачных технологий», высокоточные машиностроители, химики, биохимики, игроки рынка здравоохранения. Сам такой состав указывает на то, что новая волна будет иметь качественно иное лицо — во-первых, более высокотехнологичное, во-вторых, более экономически эффективное, в-третьих, формирующее более высокие стандарты уровня жизни. Как обычно мы любим указывать, это будет происходить независимо ни от каких программ, а просто потому, что в этом направлении движется рынок: есть спрос на технологичность, экономичность и хорошую жизнь, и неминуемо появляются компании, которые такой спрос обслуживают.

Однако при этом государственные программы бы не помешали. Проведя опрос десяти быстрорастущих компаний среднего бизнеса, мы убедились в двух вещах — одной хорошей и одной плохой. Хорошая заключается в том, что эти компании глубоко инновационны. Они производят новые продукты и внедряют новые технологии, не просто новые, но на уровне действительно лучших мировых образцов. Сами компании оценивают свой уровень инновационности в восемь баллов. Где десять — технологии и продукты, которые будут в ходу через пять лет. Расходы на НИОКР у новых потенциальных лидеров в разы превышают расходы на НИОКР крупных компаний, из которых государство пытается «вытрясти» инновационность. А этих и просить не надо.

Плохая новость заключается в том, что, действуя на территории России, причем совершенно сознательно — видя здесь спрос и из чувства патриотизма, — эти компании вынуждены приобретать