Символические капиталы

Книги
«Эксперт» №10 (744) 14 марта 2011
Символические капиталы

Дама-искусствовед из Мюнхена с веселым именем, будто у носовской коротышки, написала популярную, но вполне дотошную книгу о роли изобразительного искусства в современном обществе. Пирошка Досси, по всему, владеет массой инсайдерской информации о мире любителей и профессионалов от contemporary art, рынке этого искусства и ходовых моделях его функционирования. Что не мешает ей с холодноватым сожалением констатировать все увеличивающуюся роль экономических и социально-статусных факторов в его формировании и ускользающее малую — факторов собственно эстетических. Впрочем, говорит она, предпосылки к этому существовали всегда, так как склонность к мифотоворчеству, проецированию мифа на вещный символ и последующая конкуренция за обладание этим символом с целью утверждения и демонстрации высокого статуса — в самой человеческой природе. Досси выдает увлекательную историю несостоявшегося соревнования европейских символов женственности — «Моны Лизы» и «Дамы с горностаем» Леонардо, объясняя заочную победу первой тем, что она оказалась в нужное время в нужном месте (Лувр, XIX век) и попала на перо к фантазеру Готье, который и увековечил ее как таинственную femme fatale от живописи. Или приводит как пример вопиющей независимости рыночной цены произведения от его содержания выставку-эксперимент Ива Кляйна, когда тот предъявил публике одиннадцать одинаковых синих дощечек по разной цене, и покупатели совершенно серьезно выбирали себе одну из одиннадцати и платили за нее столько, сколько требовали продавцы.

В основе стремления обладать черепом великого врага или черепом в бриллиантах от Дамиана Херста лежат одни и те же мотивы утверждения собственной власти и общественного положения, констатирует автор, а истинная роскошь искусства — это «свобода выбирать то искусство, которое любишь».

Досси Пирошка. Продано! Искусство и деньги. — СПб.: Лимбус Пресс, ООО «Издательство К. Тублина», 2011. — 288 с. Тираж 3000 экз.