Третье объединение

Экономика и финансы
«Эксперт» №10 (744) 14 марта 2011
Перспектива создания Международного финансового центра обретает все более конкретные очертания. Слияние Росстрахнадзора с ФСФР стало важным шагом в этом направлении: открывается дверь в Международную организацию комиссий по ценным бумагам
Третье объединение

В России планируется очередное крупное слияние в рамках создания в Москве Международного финансового центра (МФЦ): вслед за биржами РТС и ММВБ и их депозитариями ДКК и НДЦ объединяются и надзорные органы — Росстрахнадзор и Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР). Соответствующий указ подписал президент Дмитрий Медведев. «Объединенное ведомство получит функции по нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере финансового рынка — за исключением банковской и аудиторской деятельности», — пояснил глава государства на мартовском совещании по вопросу формирования в РФ Международного финансового центра. При этом президент уточнил, что функции регулирования страхового рынка перейдут ФСФР «с установлением определенных возможностей для этой службы». Другими словами, ведомству Владимира Миловидова предстоит поглотить Росстрахнадзор.

Напомним, что впервые идея создания структуры-мегарегулятора, курирующей все финансовые рынки, возникла еще в ходе административной реформы, проводившейся в начале 2000-х годов. Тогда предлагалось объединить не только регулирование страхового и фондового рынков, но и банковский надзор. Однако у предложения оказалось слишком много противников, и оно было забыто. Впрочем, ненадолго: почти сразу после возникновения идеи создания МФЦ в начале 2009 года депутаты Госдумы подготовили законопроект, предполагающий создание мегарегулятора на базе ФСФР и Росстрахнадзора, но тогда он не прошел даже первого чтения. Причину провала все участники обсуждения объясняли одинаково: единый регулятор будет обладать куда большим аппаратным весом, чем любое из существующих надзорных ведомств, так что за контроль над ним развернулась нешуточная аппаратная борьба. В результате этой борьбы проект просто похоронили.

Однако специалистам было ясно, что создание Международного финансового центра без образования мегарегулятора нереально. Точнее, об МФЦ можно забыть, если Россия не вступит в Международную организацию комиссий по ценным бумагам (IOSCO). Эта организация, в частности, оценивает уровень регулирования фондового рынка в каждой конкретной стране, и на основании этих оценок национальные регуляторы устанавливают для инвестфондов ограничения по работе с локальными акциями. Проще говоря, пока мы не вступили в IOSCO, ведущие инвестфонды сохраняют весьма ограниченные лимиты на покупку российских бумаг. «Из-за этих ограничений, связанных с нашим отсутствием в IOSCO, мы фактически выталкиваем рынок в депозитарные расписки», — жаловался в 2007 году в интервью «Эксперту» Олег Вьюгин, занимавший тогда должность руководителя ФСФР. Какой уж тут МФЦ.

Для того же, чтобы присоединиться к IOSCO, Россия должна выполнить ряд требований по законодательному регулированию фондового рынка. В мае прошлого года руководитель ФСФР Владимир Миловидов впервые встретился с генеральным секретарем IOSCO Грегом Танзером и уточнил, что препятствует присоединению нашей страны к этой организации. Танзер тогда сказал, что главная проблема — отсутствие закона об инс