Дэвид Тэо и его маленькая фабрика ужасов

Международный бизнес Расцвет киноиндустрии в Малайзии случился благодаря китайскому бизнесмену, ничего не понимавшему в кино, и государству, обязавшему кинотеатры показывать все, что он снимет
Фото: Марк Завадский

«У меня есть для тебя отличная роль. Хочешь сыграть пациента в кислородной маске, которому медсестра случайно перекрывает кислород?» — у режиссера Азхари Зайна загораются глаза, он уже видит меня лежащим на больничной койке в синей пижаме. «Но фильм же на малайском, а я не говорю», — пытаюсь возразить. «Тебе не нужно ничего говорить, надо просто уметь дергаться, как будто ты задыхаешься, да и вообще у тебя смешное лицо как раз для комедии ужасов» — после такого комплимента отказаться от роли я уже не могу, но, увы, не получается по времени, так что договариваемся о съемках в мой следующий приезд в Куала-Лумпур.

Зайн работает на компанию Metrowealth (MIG Production), крупнейшую в Малайзии. В прошлом году на этой киностудии сняли 11 полнометражных художественных фильмов, в 2011-м собираются произвести 29. (Для сравнения: в России за год в общей сложности снимается около сотни картин, многие из которых при этом так и не попадают на экран.) «По моим расчетам, режиссер может снять фильм за двадцать дней, так что снимать по пять-шесть фильмов в год одному человеку вполне реально», — поясняет мне свою бизнес-стратегию основатель и президент Metrowealth Дэвид Тэо.

Сегодня на Дэвида работает семь режиссеров, которых он отбирает по довольно жестким и весьма своеобразным критериям. «Во-первых, необязателен опыт работы, во-вторых, не нужно специального образования», — начинает перечислять Дэвид. С каждым новичком он заключает контракт на десять фильмов, которые при темпах работы его кинофабрики легко можно снять за три-четыре года. Все это было бы очень смешно, если бы два режиссера, отработавшие свою кабалу, не ушли в «свободное плавание» состоятельными людьми. И если бы не дипломы и не статуэтки в офисе Тэо — фильмы Metrowealth регулярно бьют рекорды популярности в Малайзии, а в 2010 году на его продукцию пришлось более двух третей от всех кассовых сборов малайских фильмов.

Во многом благодаря «поточному кинематографу» от Metrowealth число кинотеатров в стране выросло за последние пять лет с 62 до 98, а число экранов перевалило за полтысячи. Понятно, что продукция Metrowealth — это стопроцентно коммерческий продукт, от которого воротят нос элитарные кинокритики, но даже они признают, что Дэвид приучает малайцев к кино, от чего теперь выигрывают и независимые режиссеры, и продюсеры.

Сам себе режиссер

Дэвид гордится тем, что снимает новые фильмы на средства, вырученные от проката предыдущих: как настоящий китаец, он не любит брать в долг и боится банковских кредитов. Тэо пришел в киноиндустрию в 2000 году после успешной карьеры в прямых продажах — от простого распространителя он поднялся до уровня директора крупной компании по реализации лекарственных препаратов. «На этой работе я хорошо узнал простых малайцев, постоянно ездил по стране. Потом это мне очень помогло, иногда я в шутку прошу звать меня малайским именем ибн-Давид», — улыбается Тэо.

По его словам, идея снимать фильмы пришла случайно. Он раздумывал, куда вложить заработанные деньги, и кто-то из д

Что смотрят малайцы