О десяти медведевских ударах

Разное
Москва, 04.04.2011
«Эксперт» №13 (747)

Первая реакция на небывало жёсткую речь президента Медведева в Магнитогорске у множества наблюдателей расположилась между «где ты раньше был» и «лучше поздно, чем никогда». Так говорили не только те, кто одобряет предложенные меры по спасению здешнего инвестклимата (см. стр. 8). Противники этих мер тоже считают, что определённость лучше, чем неопределённость. Медведевские десять пунктов — программа не просто действий, но действий быстрых; судить о том, что и в какой мере из неё реализуется, можно будет очень скоро — и тогда многое станет яснее. Ведь кое-что уже и начало проясняться, особенно по самым острым пунктам: по снижению свежеподнятых страховых взносов — и по удалению крупных чиновников из руководства госкомпаний.

Вокруг ставки страховых взносов могла бы развернуться содержательная дискуссия, если бы «партия стабильности» и «партия прогресса» существовали не только в политологических докладах. Но в реальности они менее действенны, чем на бумаге, и вместо дискуссии звучат пока только вопросы. Да, правительство, повышая ставку с 24 до 36 процентов, имело в виду поддержать стабильность Пенсионного фонда. Да, президент, требуя понизить ставки примерно до прежнего уровня, стремится вернуть возможность прогресса в экономике. Оба стремления и понятны — и слабо фундированы. Что повышение страховых взносов чрезмерно, не знал только тот, кто не хотел знать. Но потребовалось это повышение провести и убедиться, что началась предсказуемая на него реакция — возвращение бизнеса к серым зарплатным схемам, — чтобы власть (этот пункт медведевской речи, несомненно, был заранее согласован с премьером) согласилась передумать. А теперь она не знает, чем заместить выпадающие из бюджета доходы. Оба высказанных до сих пор предложения, хотя и чрезвычайно разумны, не допускают спешной реализации. Сокращать неэффективные госзакупки, без сомнения, нужно, но быстро это делается только через банальную урезку ассигнований, а она сократит что угодно, кроме коррупции («Папа, ты теперь будешь меньше пить?» — «Нет, сынок, это ты теперь будешь меньше есть»). Поднимать акцизы на водку и табак необходимо со всех точек зрения, но резкое их повышение — особенно в предвыборную пору — неприемлемо. Почему с поручением решить эту проблему дотянули до сего дня, понять нелегко.

А вот предложение президента исключить «профильных руководителей правительства» из советов директоров госкомпаний, кажется, не прошло предварительных согласований. Во всяком случае, в ответ раздалось глухое ворчание «из окружения г-на Сечина». Цитирую по «Коммерсанту»: «Ни один независимый западный менеджер таких успехов (в “Роснефти”. — А. П.) не добьётся». Можно любить и не любить г-на Сечина (в частности, в роли главы СД «Роснефти»), но нельзя не видеть, что на кону оказалась гораздо более важная вещь, чем чьи бы то ни было личные интересы. Чиновники в советах директоров — неотъемлемая часть действующей сегодня модели управления не только госкомпаниями, но и всей экономикой. Изымая эту часть, президент в очен

У партнеров

    «Эксперт»
    №13 (747) 4 апреля 2011
    Предвыборный год
    Содержание:
    Избиратели о себе напомнят

    В период сверхвысокой популярности президента, премьера и правящей партии российская политическая элита расслабилась и стала совершать ошибки. Сегодняшнее снижение рейтингов власти не повод для криков о скором «крахе режима» — к нему стоит отнестись как к стимулу для исправления ошибок

    Спецвыпуск
    На улице Правды
    Реклама