Сердце из пурпурина

Культура
«Эксперт» №14 (748) 11 апреля 2011
В музеях Московского Кремля открылась выставка «Карл Фаберже и мастера камнерезного дела. Самоцветные сокровища России», на которой можно узнать, что Фаберже — это не только пасхальные яйца, а уральские мастерские — не только малахитовые вазы
Сердце из пурпурина

Странное на первый взгляд объединение в одной экспозиции Фаберже и уральских резчиков по камню, а также не упомянутого в названии выставки Картье объясняется просто. Никто из перечисленных не является главным героем выставки, потому что главные там — полудрагоценные поделочные камни. То есть яшма, лазурит, хризопраз, родонит, сердолик, нефрит, халцедон, горный хрусталь и многие другие. Словом, те, которые обычно называют самоцветами. Главная тема — связь разных школ декоративно-прикладного искусства. Главный предмет удивления — перевоплощения, которых можно добиться от ископаемых минералов.

Каждой твари — по камню

Большинство экспонатов — мелкая пластика (птички, зверушки, фигурки людей), предметы канцелярии и галантереи второй половины XVIII — начала XIX века, созданные фирмами Фаберже, Cartier и камнерезными мастерскими Урала. Но есть и более ранние вещи, например, цветочный букет из нескольких видов самоцветов, сделанный в первой половине XVIII века одним петербургским мастером, находившийся среди вещей Екатерины II, а позже хранившийся в галерее драгоценностей Зимнего дворца. Коллекция этой галереи была хорошо известна Карлу Фаберже и его сотрудникам, и букет мог иметь прямое отношение к знаменитым букетикам в стаканчиках из горного хрусталя, словно наполненных водой, которыми в числе прочего был знаменит дом Фаберже. А букетики Фаберже, в свою очередь, вдохновили мастеров Картье, и у них появились свои нежные полупрозрачные ландыши, тюльпаны и лилии.

Цветы и горный хрусталь в сочетании с драгоценными металлами и цветными минералами — самое красивое, что есть на выставке. Пасхальное эмалевое яйцо-часы 1899 года, украшенное букетиком лилий из халцедона, яйцо с моделью яхты «Штандарт» из стекла, горного хрусталя, ляпис-лазури, украшенное бриллиантами и жемчужинами, прозрачное яйцо с моделью памятника Александру III — все это исключительно изящные и завораживающие предметы, созданные Фаберже по императорским заказам. Презанятные фигурки животных заставляют играть самого с собой в угадайку: какой камень больше подошел бы кошке, собаке. И тут же отвечаешь, глядя в витрину: цитрин и сапфиры — бульдогу, сердолик — дельфину, агат — обезьяне. Вот они — малоизвестные предки знаменитой броши-пантеры Картье с бриллиантово-сапфировой шкурой.

Патриотическое художество

«Еще внизу, в гардеробной, где суетились, угодливо кланяясь, слуги, веяло слабым ароматом французских духов и проплывали, шелестя тугими платьями, дамы, можно было заключить, что выставка пользуется успехом. “Речь” и “Петроградские ведомости” одобрили “патриотическое художество”, посещение выставки стало считаться в столичном свете тоже патриотичным» — так начинает описание выставки мастерской Алексея Денисова-Уральского, открывшейся в 1916 году в Петрограде, писатель-фантаст Иван Ефремов в своем «оттепельном» романе «Лезвие бритвы». «Белый медведь из лунного камня, редкого по красоте, сидел на льдине из селенита, как бы защищая трехцветное знамя из ляпис-лазури, красной яшмы и мрамора, а аме