Бедная Лиза в версальском пейзаже

Культура
Москва, 18.04.2011
«Эксперт» №15 (749)
В Петербурге стартовал ежегодный международный фестиваль балета «Мариинский». Оказалось, что солисты Мариинки уже переросли главную премьеру — «Парк» Анжелена Прельжокажа

Фото: Наташа Разина

Фестиваль проводится в одиннадцатый раз и за эти годы приучил балетоманов всего мира планировать свой отпуск с учетом весенней декады в России: Мариинский театр делает беспроигрышную ставку на собственный репертуарный золотой фонд, освоить который под руководством питерских педагогов — мечта многих западных звезд. Благодаря чему в ближайшие дни в Мариинке — и только здесь — можно увидеть такие «дуэты мечты», как Екатерина Кондаурова и звезда American Ballet Theatre Дэвид Холберг (они танцуют «Лебединое озеро»), Виктория Терешкина и премьер Большого театра Дмитрий Гуданов (они выйдут в «Спящей красавице»), прима Королевского балета Великобритании Роберта Маркеш и Владимир Шкляров (на их долю выпала «Баядерка»), ослепительное чудо New York City Ballet Эшли Баудер и Денис Матвиенко (полем для соревнования в виртуозности будет «Дон Кихот»). В фейерверк превращается заключительный гала-концерт, к которому обычно подъезжает еще одна порция мировых звезд. Нарушение объявленных планов на фестивале неизбежно (балет — искусство травмоопасное), и на этот раз петербуржцы недосчитаются великой Сильвии Гиллем с ее проектом Push, дебюта Ульяны Лопаткиной в роли Джульетты, не познакомятся с выдающимся танцовщиком Фридманом Фогелем, которого практически не знают в России. Тем не менее «Мариинский» остается одним из главных событий, формирующих картину развития отечественного балета. А она невозможна без новых постановок. По традиции фестиваль открывается премьерой, которой в сезоне предназначен статус центральной, смыслообразующей. На этот раз выбран «Парк» Анжелена Прельжокажа — спектакль, за 17-летнюю сценическую историю успевший и обрести статус культового, и поставить его под сомнение.

Мариинский театр не случайно выбрал для первого знакомства с радикальной хореографией «Парк» — спектакль поставлен в 1994 году по заказу Opera National de Paris. Прельжокаж, француз со смесью восточноевропейских кровей, тогда был на волне признания своей радикальной версии «Ромео и Джульетты», где действие происходит в стране тоталитарного режима. Молодой и решительный, он взорвал цитадель классического танца соединением модернистских движений и их безупречной классической формы.

В той первой своей постановке для парижской Opera (потом их было еще несколько, по нисходящей) хореограф нашел формулу успеха. Беспроигрышным был выбор самого сюжета для спектакля, выдающего себя за бессюжетный. Неясные томления вообще настолько идут балетному театру, что во многом составляют суть этого искусства: именно оно, подчеркнуто телесное и бессловесно обобщенное, в высших проявлениях способно очистить все метания духа от мелодраматизма, фальши и инфантильности. Прельжокаж взрастил свой «Парк» на этих душевных метаниях, выстроив их по канону моцартовских хитов (среди которых великая медленная часть 23-го фортепианного концерта) и обрядив танцовщиков в роскошные камзолы и кринолины по моде XVIII века (художник по костюмам Эрве Пьер). Хореограф оказался мастером игры со временем и пространством.

У партнеров

    «Эксперт»
    №15 (749) 18 апреля 2011
    Энергомашиностроение
    Содержание:
    Против турбин с иероглифами

    Заявленная российским премьер-министром Владимиром Путиным протекционистская программа в отношении российского энергомашиностроения направлена в первую очередь против импорта китайских турбин и трансформаторов

    Экономика и финансы
    Наука и технологии
    Реклама