На новых крыльях

Обвальное падение спроса на услуги деловой авиации заставило авиастроительные корпорации снять с производства невостребованные модели самолетов и начать разработку новых

Фото: Архив пресс-службы

Мировой рынок бизнес-джетов оказался в самой сложной за последние 15 лет ситуации. Только в прошлом году продажи новых реактивных самолетов для деловой авиации сократились почти на 15%, до 763 штук. А с начала кризиса этот показатель снизился почти вдвое. Из «большой шестерки» крупнейших производителей бизнес-джетов рост поставок зафиксировали только три компании — Dassault, Embraer и Gulfstream. Абсолютную положительную динамику показала лишь Dassault. Эта компания единственная из производителей административных самолетов смогла увеличить продажи — как в натуральном, так и в денежном выражении.

В общей сложности Dassault в 2010 году поставила своим клиентам 95 бизнес-джетов на 3,9 млрд долларов. Это почти на четверть больше, чем годом раньше. Удивительно, но на показатели Dassault не повлияло даже то обстоятельство, что она лишилась одного из крупнейших своих клиентов — авиакомпании NetJets, которая аннулировала заказ сразу на 65 лайнеров общей стоимостью 3,8 млрд долларов. Впрочем, многие эксперты сходятся во мнении, что результат Dassault вполне закономерен.

По словам руководителя сектора анализа и стратегий агентства Upcast Алексея Королева, большинство бизнес-джетов, выпускаемых Dassault, находятся в самом верхнем ценовом сегменте, который в наименьшей степени пострадал от кризиса. Например, количество заказов на флагманскую модель компании Falcon 7X стоимостью более 50 млн долларов уже перевалило за две сотни. Этот лайнер, способный перевозить до 15 пассажиров на расстояние 11 тыс. километров, оснащается электродистанционной системой управления, что делает его одним из лучших в своем классе и, как следствие, особенно популярным среди глав государств и крупных корпораций в Азии и Европе. Не исключено, что именно поэтому Управление делами президента РФ в прошлом году закупило сразу два Falcon 7X для спецотряда «Россия». Но, несмотря на все эти успехи, руководство Dassault весьма сдержанно оценивает перспективы. «Мы все еще находимся в фазе кризиса, поэтому нам придется продолжать сокращать издержки», — заявил исполнительный директор Dassault Aviation Шарль Эдельстенн. Буквально на днях компания приняла решение свернуть производство сразу двух моделей — 900DX и 2000DX, которые начали эксплуатироваться около пяти лет назад. Выпуск этих лайнеров экономически не оправдан ввиду крайне низкого уровня продаж: в прошлом году было поставлено всего три 900DX и один 2000DX.

Но если Dassault ограничилась сокращением модельного ряда, то лидерам рынка легких и средних бизнес-джетов — Cessna и Hawker Beechcraft — пришлось закрывать целые заводы. Первым это сделала Hawker Beechcraft. В третьем квартале 2009 года ее убыток от основной деятельности превысил 720 млн долларов при операционной выручке 99 млн долларов. В результате акционеры компании решили поменять почти весь топ-менеджмент и уволить 2,8 тыс. сотрудников, около 30% всего персонала. На место Джима Шустера, с именем которого эксперты связывали возрождение Hawker Beechcraft в начале 2000-х, был назн

У партнеров

    «Эксперт»
    №15 (749) 18 апреля 2011
    Энергомашиностроение
    Содержание:
    Против турбин с иероглифами

    Заявленная российским премьер-министром Владимиром Путиным протекционистская программа в отношении российского энергомашиностроения направлена в первую очередь против импорта китайских турбин и трансформаторов

    Экономика и финансы
    Наука и технологии
    Реклама