Придется драться

Экономика и финансы
«Эксперт» №17 (751) 2 мая 2011
Конкуренция на банковском рынке резко обострилась. Банкам, желающим выжить, придется вести настоящие битвы за клиентов, предупреждают аналитики компании Accenture
Придется драться

Никогда еще банковская система не существовала в условиях столь жесткой конкурентной борьбы. Такой вывод следует из результатов глобального исследования «Потребитель 2012: время для нового контракта между банками и их клиентами» компании Accenture. «После кризиса мы увидели четыре главных фактора влияния на банковскую систему, — говорит Ноэл Гордон, управляющий директор глобальной банковской практики Accenture. — Во-первых, клиенты банков и их ожидания за последние три года сильно изменились: по всему миру наблюдалось снижение лояльности банкам. Во-вторых, банки ищут способы завоевать клиентов — привлекая лучших аналитиков, внедряя больше инноваций и используя все более современную инфраструктуру, чтобы обеспечить большую открытость отношений с клиентами. Третье крупное изменение — государственное регулирование. Мы ожидаем, что в ближайшие пять лет банкам придется работать с новыми законами — требования к капиталу станут жестче, контроль над рисками строже и так далее. Поэтому им потребуются более качественное управление капиталом и риск-менеджмент. Все эти изменения приведут к тому, что банкам станет труднее поддерживать доходность, и появятся предпосылки для все более серьезной конкуренции».

Недавно российский офис Accenture закончил аналогичное исследование в России. В ходе этого проекта было опрошено 30 топ-менеджеров финансовых организаций и около 1600 розничных клиентов банков. Картину, полученную в результате этих двух исследований, управляющий директор Accenture в России Александр Горин назвал битвой за клиента. «Это, наверное, на самом деле битва, потому что после кризиса и в мире, и особенно в России возникла новая ситуация, когда за клиента надо драться», — пояснил он.

Исследование Accenture в России показало, что к общим для всех банков в мире проблемам в нашей стране добавляются специфические, которые существенно усложняют жизнь отечественным кредитным организациям. Главная из них — доминирование государственных банков, которые в кризис оказались в более выигрышной ситуации, чем частные: у них был доступ к дешевым и длинным государственным деньгам, а существенную часть их клиентов составляют крупные компании (которых тоже нередко поддерживало государство). При этом госбанки не просто довольствовались ситуацией, а начали активно работать над ликвидацией своих слабостей: запускать программы повышения эффективности, активно инвестировать в инфраструктуру и передовые технологии и т. д. В результате их конкурентный отрыв от «частников» еще больше возрос, и, по мнению аналитиков Accenture, именно ужесточение конкуренции между государственными и частными российскими банками станет одним из определяющих трендов в ближайшие годы.

Как отмечается в докладе, многие частные российские банки сильно пострадали за время кризиса потому, что они специализировались на среднем корпоративном сегменте, которому пришлось нелегко. Сегодня есть надежда, что в ближайшие года два восстановление экономики и отложенный инвестиционный спрос бизнеса помогут банкам