Другое лицо ислама

Тема недели
Москва, 09.05.2011
«Эксперт» №18 (752)
В ближайшие годы отношения ислама с Западом будут определять не радикалы, а умеренные, но при этом динамичные мусульманские мыслители. Проблема в том, что это совсем не гарантирует мирного развития Ближнего Востока

Фото: AFP/East News

«Если человек взрывает себя среди толпы людей, такое действие запрещено шариатом, если оно направлено против гражданских лиц, даже немусульман. Ислам вообще запретил убийство живой души иначе, как по праву, ибо сказано в Коране: “Кто убил душу не за душу или не за порчу на земле, тот как будто бы убил людей всех” (“Трапеза”, 32). Поэтому когда кто-то взрывает себя, как это было в городе Москве, в столице Северной Осетии, или даже в Вашингтоне 11 сентября 2001 года, или в любом другом городе, то такие взрывы являются запрещенными» — такую фетву выпустил в конце декабря прошлого года глава Всемирного союза улемов Юсуф аль-Кардави.

Это стало большим достижением российской дипломатии. «Юсуф аль-Кардави — очень известный и авторитетный богослов в исламском мире. В созданный им Всемирный совет улемов входят и сунниты, и шииты, и это наиболее влиятельная организация такого рода в исламском мире, — говорит депутат Государственной думы Семен Багдасаров, по чьей просьбе была издана эта фетва. И добавляет: — Никто из российских мусульманских богословов подобных фетв до сих пор не издал».

В последние годы аль-Кардави, знаменитый среди мусульман еще и как проповедник — он постоянный гость еженедельной программы «Шариат и жизнь» на катарском телеканале «Аль-Джазира», — становится все более популярным и в немусульманском мире. Американские интеллектуалы, близкие к администрации Барака Обамы, связывают с ним надежды на появление в исламском мире новой силы, с которой Запад мог бы взаимодействовать.

Когда Джордж Буш объявил войну терроризму, символом отношений Запада и ислама стал Усама бен Ладен. Если гибель бен Ладена американцы используют как повод окончательно закрыть внешнеполитический проект Буша, то потребуется фигура, которая будет олицетворять новые отношения с исламом. Все готово к тому, что этой фигурой станет 84-летний Юсуф аль-Кардави.

Исламский модерн

«Аль-Кардави представляет современный исламский мейнстрим. Он и его последователи — властители умов значительной части мусульманского суннитского сообщества. В своей проповеди умеренности они совпадают с 90-процентным большинством мусульман», — говорит директор научных программ Фонда Марджани Игорь Алексеев.

По словам Алексеева, те линии исламского богословия, которые представляет аль-Кардави, стали объединять под термином «аль-Васатыйя», от арабского слова «васат» — центр. «Это коранический термин, который применяется к мусульманской общине: “Мы поставили вас общиной в центре, чтобы вы свидетельствовали о людях, а Посланник свидетельствовал бы о вас” (сура 2, Корова, аят 143). Центральная позиция понимается как удаленная от крайностей, а сама тенденция борьбы с крайностями в исламской мысли очень древняя, восходящая к первым векам ислама, когда осуждалась “чрезмерность в религии”», — говорит Алексеев.

Аль-Кардави дальше всех пошел в том, чтобы применить исламское право (фикх) к реалиям современного мира. «Он подвергается критике и со стороны традиционалистов, и со стороны салафитов. Первые упрекают ег

У партнеров

    «Эксперт»
    №18 (752) 9 мая 2011
    Смерть Бен Ладена
    Содержание:
    Срок годности истек

    Устранение Усамы бен Ладена позволяет Соединенным Штатам выйти победителем из затянувшейся «войны с террором». В чем будет состоять новая американская внешнеполитическая стратегия, пока не ясно

    Международный бизнес
    Экономика и финансы
    На улице Правды
    Реклама